На картине народного художника Валерьяна Алексеевича Сергина "Моя Сибирь" изображено всё природное урочище на холсте маслом, а Вы можете отобразить своё "КрасноЯрье" в Затесях на форуме нашего сайта


Енисейское городище – основное Достопримечательное место

Приенисейской Сибири

Е.В. Гевель, Д.Н. Лысенко

г. Красноярск

Острог-крепость и посад, бревенчатый сруб, культурный слой, историческая канва, мощение и заплоты из корабельных плах


«Русские казаки как перелётные птицы вернулись

в Сибирь XVII века – в свои родные приделы…»

В.М. Флоринский

Енисейское городище проявлено культурным слоем исторической части города-музея народного деревянного зодчества. Археологическое изучение крепости и посада с ремесленными слободами Енисейграда мастеров и корабелов находится в начале пути.

Чертёж Енисейского острога с восемью башнями С.У. Ремезова был выполнен в определённой условной манере, в эстетике XVII века, с использованием обратной перспективы.

Планом С.У. Ремезова 1698 г. в перспективе Чертёжной книги Сибири показан деревянный Богоявленский храм (с 1647 г.). Каменный же Богоявленский собор возведён только к 1712 г. Интересны признаки «острога» и «города», которыми руководствовался С.У. Ремезов в своей работе – были таковы: в качестве «острога» на карте изображалось укрепление из стоячего тына. Впоследствии остроги дополнялись башнями (до 4 шт.). Городом же обозначалось укреплённое городище, если башен – более четырёх или было укреплено особыми «венчатыми» городнями с башнями-стрельницами по углам. В изобразительной культуре XVII в. использовался обычный в то время приём выделять главное, нередко нарушая соразмерность частей. Главным элементом города была крепость, и городчик С.У. Ремезов изображает её преобладающей над посадом, хотя посадские стены по хроникам были много длиннее острожных. Столь же условно расставлены на карте и дома. Всё это относится к изображениям и других сибирских крепостей. Вычерченные ныне по размерам, указанным в воеводских и казачьих описях, они приобретают далеко не такие чёткие формы и совсем иные пропорции, (поскольку выполнены были в обратной перспективе XV–XVII вв.). Семён Ульянович уделил Енисейску особое место в своих трудах, показав на большом плане доступы к узловому граду разными способами и во все сезоны – на лодьях, лыжах и санях, да и «пешим ходом» – создал тогда своеобразный «казачий путеводитель» на полях енисейской карты.

В 1618 (по другим данным 1619 г.) боярский сын из Пелыма Пётр Албычев и Тобольский стрелецкий сотник Черкасс Рукин по повелению родоначальника новой царской династии Романовых царя Михаила Феодоровича заложили небольшой трёхбашенный Енисейский острог на западном берегу Енисея при впадении в него реки Мельничной. Петр Албычев стал первым воеводой Енисейска. С 1619 г. в Енисейском остроге воеводствовал стратег Яков Хрипунов, заверявший уже через 3-и года «промысловых людей» (охотников), что «ехать в енисейский острог надёжно...»

Время – подвижный образ вечности, и в Енисейске можно ощутить эту безпредельность во времени прошедших эпох и русские просторы. Здесь зримы такие достойные понятия как Держава, что сберегает народ в единстве, и свобода как решимость на самостоятельное развитие. И здесь приходит понимание, что енисейцы жили в гармонии с природой, и становится близка «загадка сибирского характера»… И – осознание ценности городской среды исторической части Енисейска, бывшей столицы обширного Приенисейского края – как тканевой канвы, в которой запечатлена многовековая народная память. Целая совокупность событий и порядок течения жизни – в её непрерывных изменениях.

В настоящем времени особо значима экология культурных, народных исторических традиций – антропоэкология, как пространство духовного мира. Ныне, согласно конвенции Юнеско, музеи мира работают над сохранением не только материального, но и духовного наследия древних традиций.

Бессмертие представляется здесь как духовная позиция, и патриархальный Енисейск, в котором хранится энергия мудрости, как духовный центр окормляет и поныне Восточную Сибирь. Целый город являет собой единый памятник истории и культуры первопроходцев и промысловиков – «город мастеров», и только сохраняя традиции формирования исторической среды городских ландшафтов, возможно дальнейшее продвижение в проектировании исторической части города.

Вид окружного города Енисейска середины XVIII в. с гравюры Е. А. Федосеева выполненной по рис. И. Люрсениуса (фонды ЕГКМ)

Енисейск как географический центр России на протяжении трёх веков был узловым центром Сибири с таможней при Воеводском дворе, – от этого города шёл водный путь к бассейну р. Лены – «Ленскому Волоку» – известному в истории сибирского судоходства, и управление Восточной Сибирью [4]. Знаменит он и оживлёнными Успенскими ярмарками, когда съезжались купцы из Вологды, Городца и Тотьмы, Соли-Вычегодской и Галицкой земли, Казани, Астрахани, Европейских стран… и значительна была доля иркутян. Известен город ремесленными слободами, с кузнями и судоверфями, где формировались экспедиции на восток и север для освоения Арктики. Символично старинное название Мельничной речки, на которой располагались кузни, литейни и верфи – Толчея. Так именовали енисейские первопроходцы её за «кипучесть жизни», многолюдность заречной Посадской части города.

В XVII – XVIII вв. Енисейск слыл в Сибири вторым («по многолюдству»...) после Тобольска центром ремесла и торговли, широко известен был продукцией мастеров кузнецкого и литейного дела, резчиков по дереву, кожевников, иконописцев (например, в Российско-Американскую Компанию енисейские иконы были завезены в Калифорнию). Многочисленные экспедиции отправлялись в путешествия XVIII в. на кораблях, построенных на енисейских судоверфях.

«Енисейский острог, построен на ровном месте, и окружающая его страна приятна и плодородна… – иногда некоторые в городе улицы чрезвычайно разлитием Енисея потопляемы…» [22]. Для сравнения можно вспомнить Красноярск периода XVII - XVIII веков – пограничный форпост России, который «медленно прирастал…» [22]. Ныне, при изменившемся положении путей сообщения, Красноярск, расположенный более удобно, является мощным перекрестьем связей и крупным региональным центром, а прежде «столицей» Приенисейской Сибири был Енисейск, входил в XVIII и начале XIX века в десятку лучших крупных городов России.

В ходе научных исследований историко-градостроительного и ландшафтного анализа исторической части Енисейска, самобытности планировочной структуры исторического города и перспектив его активной жизни в будущем – как центра районной системы расселения и туристического обслуживания приходит понимание необходимости сохранения морфологического разнообразия живой ткани исторического города – исторической канвы, которая лежит в основе образного богатства среды.

Проект зон охраны памятников истории и культуры Енисейска. 2004 г. (ТГИ КГП)

Археологи предполагают здесь достаточно богатый культурный слой. Он отмечен на опорной схеме для охранных зон – «Основной чертёж» жёлтым пунктиром. Если учесть, что Енисейск, в отличие от Красноярска, не испытал такой интенсивной застройки, то можно предполагать, что археологически ценный культурный слой здесь достаточно хорошо сохранился. Одна из задач археологов: установление границ деревянной русской крепости Енисейского острога XVII века. Тогда встаёт вопрос о возможном воссоздании фрагментов первоначальной крепости XVII века, располагавшейся на береговой бровке возвышенности Енисея (с 80-й – до 82-й отметок рельефа геоподосновы – от Воскресенского храма на Стрелке до сохранившейся колокольни Богоявленского собора в направлении восток-запад). С целью их музеефикации – как элементов показа в туристической структуре – организации музея над раскопом.

«Историческая канва» старого города даёт смысловую и композиционную наполненность «средовому проектированию» и реставрации в центре города, связанному с его неповторимой историей – своеобразному сценарию регенерации среды, да и помогает воссозданию утраченных визуальных связей исторических ориентиров.

«Любые реформы – это забота лишь о форме в ущерб сути естества…» и все изменения планировочной структуры города за три века указывают на это. Множество регулярных планов было «прожектировано» для Енисейска, и только изначальное следование рельефной основе было истинным – по сути. Зрительные связи храмовых ориентиров в пространственной композиции сообщали панораме города ощущение глубины пространства и присущее ему, как первейшая традиция русских городчиков – построение ансамблей в перспективном раскрытии на природное окружение.

В раскопках 2013 г. (на усадьбе Баландина) – южнее главной площади обнаружен фрагмент тыновой стены крепости-острога.

Фрагмент тыновой острожной стены XVII в. (археологические раскопки 2013 г. на усадьбе Баландина, фото Д.Н. Лысенко) и раскопы на усадьбе Дементьева по ул. Ленина, 109 – подтверждают расположение южной крепостной стены за улицей Большой (ныне - Ленина)

Остатки двойной тыновой южной стены острога и в раскопе 2014 г. – на усадьбе Флеера, (ул. Ленина, 101)

Появилась гипотеза прохождения основной проезжей дороги у острога не по Большой улице (– Ленина), продолжавшейся только до пологого берега Енисея – (упиравшейся в нижнюю террасу его, которая подтоплялась в паводки), а вдоль ул. Кедровой (ныне – Кирова), которая проходила далеко на запад.

Город был заложен в 1618 г. отрядом казаков как военная крепость на левом берегу Енисея в 12-ти верстах от его притока Кеми. Древний водный «лодейный» путь пролегал из Устюга, на Печору, Обь, Таз и до Енисея, и второй путь – с Урала на Обь, затем по Кети до Маковского острога и волоком до Енисейска, а затем – по Ангаре на восток [3]. И Енисейск был центровым пунктом на лодейных путях.

И, по меткому образному выражению сибиряка В.Г. Распутина, «Чертёж Сибири», исполненный С.У. Ремезовым с сыновьями – от Уральского «Камня» … «как бы «простяжён» был боевыми острожками русских казаков, и «подшит» к России»

Вид взвоза к Гостиному двору от пристаней (из фондов ЕГКМ)

В Енисейске готовились значимые экспедиции, на нужды казны строилось большое количество речных судов – обычно до 20 – в год, а в 1653 г. было построено 202 дощаника – лодьи «для даурской службы». С 1670-х годов с енисейских крестьян брали в казну «на судовое дело» холст, пеньку, смолу. «Судовой лес заготовляли и возили на судоверфи заранее…» [3]. А в окрестностях Енисейска было 500 деревень – «имея 500 деревень в округе, считался одним из крупнейших городов не только Сибири, но и России» [1].

Формирование Енисейска в XVII – XVIII вв. как крупного торгово-ремесленного центра привело к изменению состава городского населения. Например, в 1720 г. насчитывалось 117 мастеровых людей более чем по 20-ти специальностям, а в 1763 г. из 3 тысяч посадских жителей – 400 ремесленников - по 30-ти специальностям и 166 купцов [4].

Енисейск этого периода оставался единственным на востоке крупным центром по изготовлению продукции из железа. Так, в 1765 г. насчитывалось в нём 42 кузницы с горнами, размещавшимися вдоль реки Толчеи (ныне – Мельничной) и в Барабинской слободе – за Ручейной улицей (ул. Фефелова ныне) и, по заверению Палласа (в 1770 - 1773 гг.), «… по учинённым опытам енисейское железо нашлося лучшее…» [18].

Ещё до основания Енисейского острога местность именовалась «Кузнешной ясашной» волостью с рудными горками, где кеты и тунгусы выплавляли железо в кустарных печах. С 1628 г. начинается производство железа в енисейском посаде из ближайшей к городу руды с высоким качеством – железо славилось на всю Сибирь.

В 1667 г. в Енисейском остроге и уезде проживало уже более тысячи «промышленных людей» [1]. Большое развитие получило судостроение производившее: барки, кочи и боты «для продажи промышленным людям». Слава кузнецов и литейщиков, оружейников и бронников, строительных дел мастеров, изготовлявших «связное железо» и кровельное, распространилась по всей Сибири [18].

Находясь на пересечении водных путей, город был срединным посредником между центральными областями страны, Восточной Сибирью и Китаем. На протяжении XVIII – XIX веков Енисейск был столицей корабелов, литейщиков, имея более двадцати фабрик и заводов по выработке железных изделий, мастеровых зодчих и ремесленников, город являлся главными воротами в Восточную Сибирь, вторым в Сибири после Тобольска центром ремёсел и ярмарок [16]. Одна сторона большой ярмарочной площади с торговыми рядами и каменным двухуровневым гостиным двором (с внутренними деревянными галереями) выходила к реке.

Вид гостиного двора и пристаней - с колокольни Воскресенской церкви (фонд откр. ККМ)

В начале XIX века ярмарочная торговля занимала достаточно большое место, а Енисейская Успенская ярмарка взрастила многие поколения купцов, составивших славу всей Сибири. Купцы имели по 4 – 6 барок, обменивая хлебные запасы на рыбу и пушнину Севера, доставляя припасы на прииски [13].

На рисунках и гравюрах Енисейска начала XIX века видны различные корабли, барки, кочи и струги. Как раз в это-то время и был расцвет Енисейска как общесибирского центра, распространившего своё влияние до Забайкалья, широко известного продукцией мастеров кузнечного и литейного дела, резчиков по дереву, бортников, кожевенников, иконописцев и мастеров серебряных дел.

Из 12-и наиважнейших памятных мест города, обозначенных в Проекте охранных зон исторической части Енисейска (2004г.), обращаем особое внимание на обширный каменный гостиный двор с внутренними галереями на берегу у пристаней, где сосредоточивались грузы из России и судовое торжище для судоходных отправлений. Снаряжались судовые караваны, предназначавшиеся к следованию на восток тщательно, и холст на паруса увеличивали до 700 аршин, для придания судну большей скорости хода.

Например, каждый дощаник имел 18-ти саженный парус (на который шло 300 аршин холста), но этот размер не был для сибирских судов максимальным: «торговые люди, которые хаживали до Маковского острогу… для поспешения (скорости хода) применяли парусы по 600 и 700 аршин холста…» [16]. Виды судов Енисейского бассейна: досчаники, зырянские каюки, кочи, лодьи, струги, барки, набойни, шитики и всякие большие и малые суда.

Также вспомним и старинные судоверфи вблизи южного моста от улицы Ручейной (современная улица Фефелова) и дорогу на Маковский острог, по которой шли товары всего Приангарья и Забайкалья на августовские ярмарки. Важен и Воеводский двор на Большой улице (ныне Ленина), откуда шло управление Сибирью на востоке, вероятно местоположением ограничивал тогда острожную территорию.

Воеводский двор в 1683г. включал 3-х этажный дом воеводы и более 20-и подсобных построек и примыкал к стене острога в северо-восточной части крепости. На юго-запад от Спасских ворот крепости стражем встал (с 1642г. основания, а ранее была старинная Пустынь) укреплённый мужской монастырь на Святом холме – на «красном месте», с храмом Спаса Преображения. Собор венчал видовую точку рельефа – высотный ориентир и для всего Замельниченья.


Исторические особенности формирования плана города

В 1735 году в городе находился И.Г. Гмелин, и был выполнен новый чертеж – генплан Енисейска. Западная стена старого острога находилась примерно до линии современной улицы Бабкина. Остатки городских укреплений сохранялись в центре города до пожара 1778 г., а отдельные башни внешней стены – до начала XIX века.

Главной улицей – Большой в XVIII – XIX веках становится бывшая дорога, проходившая вдоль южной острожной стены внутри острога (ныне ул. Ленина). Параллельно прокладываются улицы Кедровая–Зеленая, (ныне ул. Кирова), Успенская (ул. Рабоче-Крестьянская) и Ручейная (ул. Фефелова, по осушённому руслу Скородума – ручья Перекоп). В дальнейшем к ним прибавляются – Крестовоздвиженская (ул. Бограда), Арбатская (ул. Каурова).

В центральной части города эти улицы пересекаются тремя меридианными улицами: Святоградской (ул. Худзинского), Бассейной (ул. Бабкина), образующей поперечную ось планировки и Алексеевской (Партизанской ул.), идущей от Торговой площади (пл. Диктатуры пролетариата), с севера от Большой улицы, перед Гостиным двором и магистратом.

Город Енисейск неповторимо своеобразен по сохранившемуся историческому наследию, своему местоположению, окружающему его природному ландшафту и многообразию стилистических направлений по времени строительства памятников культурного наследия. В настоящее время бывший уездный город сохранил в исторической части свои границы рубежа XIX–XX вв., планировочную структуру и основной фонд исторической застройки. Период существования деревянной крепости Енисейска, игравшей активную роль в архитектурном облике города, продлился до середины XVIII века, и оборонительные сооружения ядра города не восстанавливались после пожара 1778 года.

Редкий город Енисейск, как ни один из сибирских городов, имеет множество планов развития на протяжении трёх веков, потому как, велико было его значение у сибирских купцов и строителей. Надо отметить особенное уважение к центру промыслов обширной сибирской территории и мастеровому граду и в Тобольске и столицах, поскольку Енисейску более всех исторических городов Сибири было «прожектировано» генеральных планов. Дорегулярный план Енисейска (до пожара 1778 г.) – со свободными участками застройки от крепости, которые веером расходились на юг – до Ручейной улицы и Спасского монастыря, был гораздо интереснее и правомернее нового условно «прожектированного» плана конца XVIII века. Так как в первом случае застройка располагалась соответственно холмам рельефа, служившим водоразделами – по естественным особенностям места обитания.

Как поэтично заметил В.И. Кочедамов: «Рисунок планов старых городов представлял как бы треснувшую в половодье льдину — в мозаике кварталов едва прослеживаются главные транзитные направления».

Фрагмент дорегулярного плана Енисейска из фондов ККМ

Набережная бровка была надёжно укреплена «обрубом» - двойными срубными конструкциями. От уреза реки, пристаней - шли береговые «взводы» - свозы, которые тоже были мощены брёвнами. Комплексы монастырей, расположенные по линиям водоразделов, создавали свои центры с вертикалями звонниц, притягивавших взоры к основным площадям на пешеходных путях.

По профессиональным признакам селились жители Енисейска, его знаменитые железоделатели и бронники, плотники-корабелы - жили в особых улицах, прилегавших к речке Толчейной (Мельничной) и по Скородумову ручью – ныне ул. Фефелова.

Регулярная перепланировка города после пожара 1778 года перекрыла старинные лучевые улицы от городского центра, в результате чего потерялись исторические зрительные связи, а главное – путевые старинные связи «толковищ» и «прозрачных» – усадебных жилых образований с центром города в прибрежной зоне на высокой бровке. В ХIХ веке при перепланировке города жёсткие регулярные кварталы застройки были привнесены «западным влиянием» на старинные, свободно расходившиеся долями жилые образования от Острога и Торговой площади по живописным холмам рельефа местности. Вследствие этих волевых решений утрачены пешеходные связи, ведущие к ядру центра.

Ныне это улица Бабкина, а бывшая Бассейная рядом с торговой Лесной и дровяной площадью Енисейска, т. е. на окраине Торга, как бы на бассейне. Здесь уместно вспомнить и такие современные градостроительные понятия, как «бассейны видимости», т. е. объекты, входящие в обозреваемое пространство, это наблюдение явилось интересным подтверждением старинного использования енисейского понятия «бассейн», которым издавна пользовались корабелы и речники.

Фотомонтаж береговой линии застройки – енисейца Ю. Челанцева

Первый план начала XVIII в. совпадал с природной основой Енисейска. Он чётко выявлял структуру расположения холмов, и линии водоразделов исторической части города. Новый план после пожара 1778 г. – с ориентацией кварталов в меридианном направлении (северо-южном), оказался нежизнеспособным, невостребованным для организации города, ведь существует влияние акватории Енисея в направлении кварталов запад-восток, а предлагавшаяся структура плана противоречила природной основе и направлению основных изгибов рельефа.

И принят был к осуществлению план 1797 года с кварталами западно-восточной протяженности, более приемлемый – по оси реки Енисей, невзирая на то, что и этот план был условный относительно холмистой территории города и «резал» рельеф по крупным долям жилых образований.

Регулярный план Енисейска - ЦГИА ф. 1399 оп. 1, д. 723

Вдоль бывшей ул. Никольской, в створе ул. Ручейной, вблизи южного моста и судоверфей, знаменитых во всей Сибири, за рекой Мельничной также размещались кузницы мастеров кузнечного и литейного дела. Вблизи речки Мельничной были судоверфи, так как до моста ул. Ручейной (старинное название – Перекоп) в большие паводки заходили крупные суда – это отражено в старинной гравюре и фотографиях XIX века. Здесь же, в Енисейске, строили суда для экспедиций по Сибири, на верфях в устье речки Мельничной – до ручья Зырянова (юго-восточнее Стрелки). Каштачная слобода была сформирована в XIX веке, за Лазаревским ручьем вдоль берега Енисея, где сохранились доныне старые пристани. (Каштак – шалаш, сень, пристанище на отдалении…)

В XVIII веке появилась в плане города слобода Бараби от ул. Ручейной (ныне - Фефелова до ул. Барабинской и на юг – до ул. Крупской), далее южнее располагались кузницы – все эти территории относятся к енисейскому городищу, поскольку тесно связаны с крепостью и посадом.

Вид светового барабана и главок Троицкого храма за деревянной застройкой Ручейной улицы – (ныне - Фефелова) в половодье 1906 г.
(фонды ККМ № 3242-184)

Композиция исторических площадей – живая ткань города с исторической средой, которая сохраняется с конца XIX века и поныне наследие их оберегается в исторической части Енисейска.

Историческую застройку Енисейска можно рассматривать как цельные средовые комплексы, состоящие как из памятников архитектуры, так и из зданий, не имеющих каких-либо особенных архитектурно-градостроительных достоинств, но составляющих единое целое с объектами охраняемого наследия. Такая застройка - средовая, условно называемая «прозрачной», обеспечивала в своё время восприятие одновременно нескольких архитектурных доминант на бровках рельефа.

Архитектурные достоинства и богатая история «Города мастеров», достопримечательные места в средовой ткани застройки составляют интересный и очень важный пласт сибирской истории и культуры.

На гравюре 1837 г. «Окружного г. Енисейска» видны в зимний период береговые укрепления острога – двойной «обруб» и парусные суда, кочи и барки. (Кочь – палубное двухмачтовое мореходное судно, поменьше ладьи – это по В.И. Далю, а в Сибири кочем звалось и большое палубное, речное судно, с вёслами и парусами, а также были и струги – речные парусные и с вёслами суда сибирских казаков).

До XVIII века у русских казаков не было разграничения между судами северными морскими кочами и речными стругами [12].

Остатки древнего судна в музее Арктики и Антарктики, из таких плах корабельных енисейцы ладили кладовые и амбары, мостили усадьбы

Своеобразие «города-музея» в большей степени зависит от сохранения самобытной городской среды исторической части города, а в Енисейске сохранились цельные участки средовой застройки, целостные живые типы «исторической канвы», доносящей до современности «дух времени» и память улиц.

«Чем старше и крупнее город, тем сложнее система градостроительной организации территории, пласты исторического ландшафта и количество памятников среды увеличивается кратно» - А.А. Высоковский.

На фрагменте исторической части Енисейска (из Историко-градостроительного плана 2004г.) с наложением дорегулярных планов на современную ситуацию застройки, где голубым цветом намечены-обозначены прежние жилые образования, из которых следует, что улицы Бабкина (Бассейная) – до улицы Большой, Худзинского (Святогорская) и Партизанский переулок (Алексеевская) остаются при всех перепланировках – в дорегулярных створах улиц

Дорегулярный план XVIII в. (на градостроительной схеме нанесён голубым контуром) совпадал с природной основой г. Енисейска. Он чётко выявляет структуру планировки исторической части города, которая является Достопримечательным местом городища, поскольку все эти территории были тесно связаны с крепостью-острогом. И обнаруживаются так зоны влияния исторических доминант, поскольку большая часть храмов и монастырей были возведены в этот период и лишь Успенская нагорная церковь поздняя – построена в начале XIX века.

Кварталы застройки подразделяются на «ценную историко-архитектурную среду» как на территории бывшего Острога вдоль береговой бровки с тремя храмами (Богоявленский собор, Преображенская-Гостинодворная и Воскресенская церкви) или место Посада с Рождественским монастырём и «рядовую историческую среду» со своей «канвой». И есть ещё нейтральная современная деревянная, в основном, застройка, которая служит необходимым фоном для исторических зданий центральной части Енисейска – самого древнего из городов Красноярского края.

Виды города Енисейска XIX века: акварели 1837 года Воронова, гравюры и фото с колоколен храмов показывают глубину и многомерность застройки того периода.

Основные композиционные оси ландшафта – это ручей Мельничный (бывшая речка Толчея) – Зырянов ручей и Ручейная улица – бывший ручей Скородум (Перекоп), отделяющая слободу Барабинскую современной улицей Фефелова. Вся историческая часть Енисейска – приречного города ориентируется на главную природную ось – акваторию реки Енисей – в городском плане в направлении с востока на запад. Исходя из природных осей, определены и бассейны видимости и сферы композиционного влияния архитектурных ансамблей и отдельных объектов культурного наследия, зоны наилучшего восприятия панорамных раскрытий, являющиеся и основными ценными ландшафтными местами.

В междисциплинарных научных исследованиях (археологов, архитекторов, дендрохронологов, историков, этнографов и экологов) по проекту Гуманитарного института Сибирского федерального университета «Культурное наследие Енисейска» (2009 – 2011 гг.) с созданием открытого электронного интерактивного ресурса – с виртуальными моделями храмов, с полным Каталогом объектов историко-культурного наследия было осмыслено, что область охраны архитектурного наследия, особенно народного деревянного зодчества, перекликается с градоэкологическим регулированием пространственной структуры города. В градостроительном анализе исторической части города моделирование даёт представление силуэта, возможность проверить глубинные виды по всем водоразделам и восстановить историческую среду архитектурных объектов.

Первоочередными архитектурно-градостроительными вопросами регенерации и возвращения значимости исторических зон Енисейска являются:

- Задача восстановления силуэта города – воссоздание исторических доминант. Утрачены – высокий Гостинодворный Преображенский храм на берегу и Христорождественский с шатровой колокольней – в посаде, колокольни и завершения храмов Воскресенской церкви и Иверской Богоматери, завершение Троицкой церкви и храмовая часть Богоявленского собора.

Проблема насущная – возвращение истинной значимости и функционального насыщения главных объемно-планировочных узлов исторической части города – ансамблей площадей и главных улиц, особенно – прибережных. Пропали старые площади в композиционной структуре исторического центра на утраченных связях – чётких видовых соединениях архитектурных вертикалей храмов. Особенно пострадали планировочные связи красивейшей Троицкой церкви – на небольшом возвышении бывшей Крестовоздвиженской улицы, ранее значимой на въезде с западного направления от города.

«Возможности восстановления зрительных связей между главными ориентирами, как колокольня Богоявленского собора на береговой бровке, и Спасского собора на холме, и Нагорной Успенской церкви, держащими пространство исторической части города, в цельности, практически не нарушенного масштаба и структуры застройки с широкими разворотами на речные просторы…» [10].

На фото рубежа ХХ века с колокольни Успенской церкви виден Троицкий храм в глубине деревянной застройки, к юго-востоку - за Спасским монастырём (фонды ККМ).

Насущная необходимость берегоукрепления надпойменных террас, благоустройство набережных, особенно реки Енисей, где необходимо фрагментарное воссоздание исторической подпорной стенки – двухрядного обруба вблизи Воскресенской церкви, для пристани енисейской флотилии корабелов у речки Мельничной (бывшей Толчеи) на Стрелке. Ведь набережная бровка – это первое яркое впечатление при подходе судов, и с фарватера – о городе, но пока ещё гостей встречает серая бетонная стена…

Необходимо продолжение набережной вдоль Енисея до восточной бровки речки Мельничной и даже с установкой здесь символического памятного знака в ее устье, на месте старинных судоверфей, возможно – с их фрагментарным воссозданием.

Собор Богоявления за береговым историческим бульваром. Фонды ККМ

Серьёзна проблема реставрации, сохранения и консервации памятников архитектуры и градостроительства – исторического ядра города, как и отдельных объектов. Например, важный вопрос о восстановлении Богоявленского собора, стоит остро – «вправе ли мы воссоздавать новыми технологиями (и при современном положении о краткосрочных тендерах, которые проводятся скоропостижно и, вследствие чего при производстве работ обрушивается алтарная часть храма или бетонируются – «при укреплении» крупные камни основания…) и своим видением – такие шедевры каменного зодчества Енисейской губернии XVIII века, да и всей Сибири?» Целесообразнее было бы здесь укрепление существующего яруса храма и колокольни с последующим устройством Музея енисейского храмового зодчества, и возможностью облагородить окружение, исторический береговой бульвар.

Несомненно, эта береговая «бровка» Енисея – особое место в круге городских проблем: здесь самые ценные территории теперь заняты заборами неоправданно, нет сообщения берегов на старой Стрелке - нарушены традиционные пешеходные связи центра и левобережной застройки заречного посадского района – за Зыряновым ручьем.

Строительные приёмы енисейских каменных дел мастеров XVIII – нач. XIX веков донесены до настоящего времени на примерах первых каменных гражданских сооружений – Воеводского дома и Казначейства [9].

Новая невыверенная застройка, вторгаясь в историческую среду, пусть даже отдельными дисгармоничными объектами, нарушает её архитектурно-градостроительную целостность. Так на рубеже XIX – XX веков волевыми решениями новых генпланов были убраны необходимые пешеходные связи, ведущие к ядру города. Ранее центр проглядывался в застройке, от него веером расходились основные пути, которые обеспечивали виды - «прозоры» – широкие улицы плана XVIII в., которые естественно накладывались на существующий холмистый рельеф города.

Теперь пространственные связи перекрыты добавочно и квартальной застройкой регулярного плана 1980-х годов. Очевидно, что для Енисейска принципы регулярной планировки не были столь положительны и благотворны, как, например, для Красноярска, где на рубеже XVIII – XIХ веков исторический центр города был распланирован регулярно на совершенно ровной нижней террасе. Регулярная планировка в Енисейске, наоборот – сократила число ценных направлений обзора. Иерархия соподчиненного строя акцентов городского и местного значения в ХХ веке здесь была нарушена.

Необходимо восстановить некоторые связи видовых картин Троицкой церкви в Барабинской слободе с центральной береговой частью Енисейска, а также и Сенной площади – у Спасо-Преображенского монастыря с площадью на пересечении ул. Бабкина и – Рабоче-Крестьянской, а далее связь могла бы продлиться до старинной площади Воеводского дома у Богоявленского Собора.

Перенасыщенность исторической части Енисейска грузовыми транспортными потоками (ул. Ленина, ул. Рабоче-крестьянская и др.) создает неблагоприятную экологическую ситуацию, особенно для деревянной застройки, и большие динамические вибрационные нагрузки на проезжую часть улиц, фундаменты и стены объектов исторического наследия. Предполагается вынос грузовых транзитных транспортных потоков из исторической части города на объездную дорогу вдоль второй надпойменной террасы – «Южной Гряды». Эти вопросы уже решаются в новом генплане города - институтом «Красноярскгражданпроект», с устройством радиальных кратчайших связей для разделенных природными факторами (речки, болота) частей города.


Высокий природно-градостроительный потенциал города и пути его реализации

«Енисейск - это подлинный «город-музей»

Е. И. Кириченко

Енисейск «дорогого стоит…» и имеет высокий потенциал для активного экономического развития и качественного улучшения городской среды. К положительным факторам, определяющим перспективы развития города, относятся:

- Высокий природный потенциал региона и города - водные, лесные, земельные, минерально-сырьевые ресурсы, благоприятные ландшафтные условия и расположение Енисейска на великой реке, соединяющей Западную и Восточную Сибирь.

- Преобладание исторически ценной «прозрачной» частной деревянной застройки. «К достопримечательностям Енисейска наряду с домами из камня принадлежит и великолепная деревянная историческая застройка. Ей присуще ярко выраженное своеобразие подлинного «города–музея», и зиждется на сохранившейся исторической среде – живой ткани города с редкими порядками домов» и большими огородами, как будто прозрачной – усадебного типа с палисадами и старинными хозяйственными строениями, в некоторых местах из листвяжных речных барок. Она заметно отличается от застройки … – Томска, Иркутска, Тюмени … и, представляет более ранний пласт развития деревянной архитектуры, почти полностью утраченный в городах, переживающих подъем и интенсивно застраивавшихся во второй половине XIX – начале XX в.» [14].

- Хороший историко-культурный потенциал и традиции коренного населения города. Енисейское художественное училище, самобытный краеведческий музей, ценные памятники истории, градостроительства и архитектуры. Работы мастеров народных промыслов и коллектив профессионалов реставрационного участка.

Городская среда города характеризуется рядом ценных – уникальных пространственных особенностей:

- «Историческая канва», в которой запечатлена память многих поколений промысловиков и корабелов, сохранность планировки и застройки исторических районов города с целостными объектами природного и культурного наследия.

В 2014 г. красноярские археологи обнаружили в семи раскопах на территории городища множество артефактов и среди них – остатки корабельных плах, настилы усадебного мощения с круглыми отверстиями от шкантов, подтверждающие славу Енисейского города корабелов. Дендрологические исследования найденных образцов старинного дерева проводят историк Междисциплинарной научно-исследовательской лаборатории ГИ СФУ З.Ю. Жарников и эколог-завлаборатории В.С. Мыглан.

На территории города просматривается культурное наследие разных типов: – археологически ценный культурный слой древнего городища, находки в котором можно будет представить в музее над раскопом за краеведческим музеем;

- Планировка и застройка ансамблями: Спасский монастырь, береговая панорама, каменная застройка по ул. Ленина;

- Памятники деревянного зодчества и ценная историческая среда бревенчатой застройки рубежа ХIХ в. – начала ХХ веков.

- Высокие потенциальные возможности использования исторической застройки и территорий для развития малого бизнеса в сфере ремесленного производства, охоты, рыбоводства, торговли, туризма и досуга. Возрождение традиционных видов ремесел, таких как кузнечное, кожевенное, резьба по дереву, серебряное литье, чеканка и др.

Главную историко–культурную и природно–эстетическую ценность внутригородского ландшафта представляют склоны крутого берега Енисея и устья ручья Зырянова, речки Мельничной – у впадения в Енисей. Стрелка – место возможного воссоздания острога, где сохранились береговые укрепления бровки двухрядные в семь венцов, вблизи Воскресенской церкви и бывшей Береговой улицы.

Сохранение и культурное использование исторического наследия является основополагающей задачей современного градостроительного проектирования исторического Енисейска. Необходим комплексный подход к охране не только отдельных памятников, но и к сохранению целостной исторической среды города. Очевидна необходимость проекта планировки центральной исторической части.

Возрождение Енисейска – это сложный долговременный процесс, требующий колоссальных усилий, привлечения известных и поиска новых ресурсов, прежде всего – широкого участия самого населения на основе воссоздания традиционного размеренного жизненного уклада, того духа сибирского предпринимательства при экономической самостоятельности и благополучии – достатке, когда строили свободные добротные усадьбы. В настоящее время даже просто содержать эти подворья сложно, а не то, что реставрировать их на собственные средства.

Вспоминается особенное отношение енисейцев к двухъярусному амбару стройных пропорций, с галереей, что назывался пятрой. Пятра потому, что был основой как пята-опора хозяйства целой деревенской общины на случай пожара или иного раззора…

В такой старинной пятре сибирской усадьбы - вдоль улицы Большой и на берегу речки Мельничной, возможно будет вскоре организовать музей енисейских корабелов и плотников города мастеров, с воссозданием рядом части судоверфи, а также и восстановлением речных барок для туристических прогулок по воде – на бывшей Толчейной реке.

Возрождение традиционных видов ремесел и, среди всех, старинного плотницкого мастерства архангелогородцев и устюжан вероятно и даже, необходимо в Енисейске, сохранившем старинный уклад, ценнейшую часть нашего национального достояния – деревянный жилой дом на подклете под крутой кровлей-колпаком, с верандами, красными крылечками, гульбищами и высокими амбарами.

И лодьи корабельные, и струги из листвяжных бревен можно будет воссоздать у двухъярусного амбара-пятры с галереей на резных столбах – на усадьбе по улице Ленина, 87 – в глубине застройки бывшей Посадской, Заречной части города. Вблизи устья реки Мельничной возможно организовать в память о корабелах и судоверфях реки Толчеи – музей под открытым небом, где развернутся действа праздников и ярмарок мастеров и прогулки для туристов на восстановленных барках.

В будущем при благоустройстве набережной Енисея обновится срубное двухрядное укрепление восемнадцатого века высокой бровки в начале Береговой улицы, вблизи Воскресенского храма, и откроется дивная речная панорама города – исторически неотъемлемая часть образа Енисейска.

Сегодня возрождают енисейцы традицию августовских ярмарок, далее последуют и создание бирж в отеческом граде для заключения торговых договоров. Ярмаркам будет способствовать воссоздание на берегу каменного гостиного двора и деревянных торговых рядов с аркадами.

Необходимо в самом ближайшем будущем возрождение пассажирского судоходства на Енисее, для водного сообщения, прославленного ещё Ф. Нансеном, речного пароходства и восстановления регулярных рейсов из Красноярска в летнюю навигацию.

Сохранение плотницких традиций и творческое совершенствование художественных ремёсел станет будущим достоянием общечеловеческой культуры – основой могущества и процветания отеческого Енисейска.

В заключение – вспоминаются мудрые слова протопопа Аввакума, путь страданий которого (в середине XVII века) дважды пролегал через Енисейск: «…не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет...» [11].


Принятые сокращения:

ГАКК – Государственный архив Красноярского края;

ЕГКМ – Енисейский государственный краеведческий музей;

ККМ - Красноярский краеведческий музей.

Библиография

1. Александров В.А. Русское население Сибири XVII – нач. XVIII в. (Енисейский край). М., 1964.

2. Андюсев Б.Е. Сибирский Субэтнос: культура, традиции старожилов. Красноярск, 2007.

3. Бахрушин С.В. Снаряжение русских промышленников в Сибири в XVII веке// Исторический памятник русского арктического мореплавания XVII в. – Л., 1951.

4. Буланков В.В. Формирование культурно-исторической среды Енисейска в XVIII веке. Сборник «Памятники истории и культуры Красноярского края», выпуск 1, Красноярск. ККИ, 1989.

5. Гевель Е.В., Иванов Б.А., Свидрицкая Е.Д., Шильдина О.Ю. Город мастеров. Енисейску вернет значение возрождение ремесел.// Памятники истории, культуры и градостроительства Сибири: материалы I Региональной научно-практической конференции, посвященной Международному дню памятников и исторических мест, Красноярск. 2006.

6. Гевель Е.В. Историческая записка к Историко-архитектурному опорному плану Енисейска. ТГИ «Красноярскгражданпроект», Красноярск. 2004.

7. Гевель Е.В. Пояснительная записка к «Проекту зон охраны объектов культурного наследия г. Енисейска». ТГИ «Красноярскгражданпроект», Красноярск. 2004.

8. Гнедовский В.В., Добровольская Э.Д. «Вверх по Енисею».- М., 1980.

9. Григорьев А.А.. Шорохов Л.П. Енисейск (исторический очерк). Сборник «Памятники истории и культуры Красноярского края», выпуск 1, Красноярск. ККИ, 1989.

10. Гринберг Ю.И., Роднянская И. «Енисейск – город исторический». Декоративное искусство СССР, № 5, М., 1985.

11. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Academia, М., 1934.

12. Загоскин Н.П. Русские водные пути и судовое дело в до-Петровской России. Казань, 1910.

13. «К вопросу о Северном морском пути». (Краткая записка по вопросу организации Сибирского Торгового пароходства по Северному Морскому Пути) г. Красноярск, 1920.

14. Кириченко Е.И. «Отчёт за июль 1985 г. по обследованию…» Рукопись архива Службы по охране наследия Управления культуры Красноярского края.

15. Комлева Е.В. Влияние купечества приенисейских городов на городскую среду. М., 2006.

16. Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края. 1594-1893 гг. (ркп.), п. 5, ЕГКМ, отдел фондов

17. Латкин Н.В. Енисейская губерния, её прошлое и настоящее. СПб., 1892.

18. Очерки истории Енисейска. Сб. статей. Изд. ЕГКМ, Енисейск, 2009.

19. Пестов И. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири. М., 1833.

20. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Новосибирск, 1995.

21. Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семёном Ульяновычем Ремизовым в 1701 году.— СПб, 1882.

22. Фишер И.Е. Сибирская история. Репринт издания 1774 г., с. 277-279, 632. СПб., 2009.