На картине народного художника Валерьяна Алексеевича Сергина "Моя Сибирь" изображено всё природное урочище на холсте маслом, а Вы можете отобразить своё "КрасноЯрье" в Затесях на форуме нашего сайта


Народные легенды и предания о Святителе в Приенисейской Сибири

Валентин Феликсович два раза был в ссылке в Енисейской губернии – в 1920-е годы в Енисейске, Туруханске и Плахино, а с 1939г. – в Большой Мурте и Красноярске. Хорошо бы собрать все благодарные воспоминания (хоть на сайте) и найти спасённых земляков – для памяти будущих поколений.

О первой ссылке в Енисейске народ рассказывает про службы в доме на улице Ручейной (ныне Фефелова), когда Преображенский храм был закрыт. И о несгибаемой воле и могучей силе характера Святителя в противоборстве с госчиновниками, которые пытались попасть без очереди к нему на приём в больнице, воспользоваться своим положением, но он неуклонно принимал и оперировал самых трудных простых жителей. И особенно в Туруханске, куда его сослали дальше из Енисейска – много операций провёл для улучшения зрения тунгусам и они боготворили В.Ф. Войно-Ясенецкого. Когда власти отправили его за несговорчивость, за то, что не церемонился с чиновным людом, и оперировал прежде приехавших издалека северян, то выслали из Туруханска ещё дальше в глухомань – в Плахино, то тунгусы устроили тогда настоящий бунт, и пришлось доктора вернуть в Туруханск – его встречали жители с почестями, выстилая дорогу коврами!

Рассказывали, как тогда исцелил Лука ребёнка без операции – держал на руках, гладил его и молился, потому и уверовал народ, что Святой человек и молва шла по всей округе, и стекался народ за утешением и помощью духовной.

Из города Железноводска (Кавказского) прислал телеграмму Василий Михайлович Баруткин – сын доктора Сусанны Степановны Потылицыной (ученицы В.Ф. Войно-Ясенецкого по местной анестезии), когда дом № 21 по ул. Вейнбаума вдруг сняли с государственной охраны в 2011г., такого содержания: «Мой Спаситель архиепископ Лука проживал в этом доме по ул. Гимназической с 1939г.», а по телефону пояснил, что его привозили из Большой Мурты для проведения сложных операций в Красноярске и тогда ещё он останавливался в этом доме (№ 21, его матушки – С.С. Потылицыной-Баруткиной). Его – молодого тогда человека спас до войны, как и тысячи раненных в военное время оперировал великий хирург. В разговоре он вспоминал, как за большим овальным столом его мама кормила в трудные годы бедных друзей и родственников, которые собирались побыть в редкие мгновения отдыха хирурга вместе с Лукой рядом и говорили о душе и самом святом.

А была война и журналистам рассказывать без пользы о том, что у Св. Луки падало зрение от непомерных нагрузок и безсонных ночей в операционных – говорили на камеру о том, как он постоянно оперировал днём и ночью самых тяжело раненных бойцов – только он брался за такие безнадёжные операции, а другие хирурги просто отказывались... и часто ждал в каморке под лестницей в здании школы, переоборудованном под госпиталь (это вспоминали медсёстры, как и то, что ценя их труд в поддержании чистоты, он носил калоши в сырую погоду, чтобы снять их в больнице...). И о том, что был назначен главным хирургом всех госпиталей края – это и Архиерейский дом по ул. Горького и бывшая Духовная семинария в городском саду (ныне ЦПКиО), но в телепрограмме прозвучало только – «Эшелоны приходили ночью...» и всё! Попробуйте понять из этой фразы о чём была речь...

Можете представить теперь, как Св. Лука пешком от ул. Горького проходил почти каждый день в Никольский храм провести службу для верующих, где ныне кладбище перед Садами Победы? Это ж такой путь для пожилого уже человека - мы проезжаем много остановок до этой горы... Поистине стоит задуматься о нынешних временах.

Редакторы сайта надеются, что будут добавления ваши истории о спасённых Святителем красноярцах - можно на электронный адрес или администратору присылать (в контактах сайта)