На картине народного художника Валерьяна Алексеевича Сергина "Моя Сибирь" изображено всё природное урочище на холсте маслом, а Вы можете отобразить своё "КрасноЯрье" в Затесях на форуме нашего сайта



В.Ф. Войно-Ясенецкий с врачами и сёстрами

Святитель Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий) основал в годы Великой Отечественной наш медицинский институт. И, наверное, будет интересно многим красноярцам заглянуть в его книгу "Дух, душа и тело", которую он заканчивал здесь наравне с научным трудом по хирургии, которым благодарно пользуются современные врачи. В духовной книжке Валентин Феликсович пишет о совести, как об Ангеле-хранителе человека, и о сердце, в котором находится Совесть и Любовь - изначальные для души...

Книга Св. Луки "Дух, душа и тело"

Св. Лука о сверхспособностях, смерти и предназначении"
(скороговоркой читающий сокращает фамилию, но ценен интерес в инете молодых к Святителю и хирургу Войно-Ясенецкому)

Дом Потехиных-Потылициных (ул. Вейнбаума, 21), где жил святой хирург в военные годы, спасший много жизней и душ, молившийся за всех - брошен с обгоревшей западной частью. Когда святителя Луку спросили, как он может верить в Бога, не видя его? На что он ответил, что «много оперировал мозг человеческий и тоже не видел там ума, но не сомневается, что он всё же есть у людей!» Есть в мире многое, что не можем видеть, но знаем.

Мы как то спокойно ждём, что будет с этим домом и можем смотреть в глаза приезжим паломникам, из Греции, например, которые во снах видят святого и дают обет объехать все памятные места В.Ф. Войно-Ясенецкого и прибывают в наш доблестный край, где о нём мало кто знает.

Есть в исторической среде Центрального района малая казачья достопримечательная зона – в пятой куртине городского плана, где необходима регенерация с новым использованием. Это объекты культурного наследия по ул. Вейнбаума (бывшей Гимназической) № 30-36 и 21-25 и ул. Марковского, 51-67/Перенсона, 30-34 в охранной зоне Губернской гимназии. Но обстановка в нашем городе такова, что поставленные ещё в 1980-е годы на охрану советом народных депутатов города ныне лихо снимаются с охраны методом «невнесения» в новый реестр, который по закону 73 ФЗ требовалось только уточнить.

Мировой опыт обращения с объектами наследия – перед передачей в частное владение подписывается госслужбой охраны наследия с владельцами серьёзный договор о возможностях в этом историческом пространстве: что разрешено и что невозможно в принципе. Краевая служба охраны наследия (в минкультуры) считает, что в Красноярске очень много памятников старины…


В память о св. Луке - хирурге Войно-Ясенецком (группа В КОНТАКТЕ)


О доме, приютившем Святого Луку в исторической среде

ул. Вейнбаума, бывшей Гимназической

29.11.2011 г.

Как объяснить парадоксальное положение, в котором оказалось историческое наследие Красноярска – народное деревянное зодчество?

В 2008 году Законодательное собрание края после неоднократных (с 1990-х годов) обращений общественности, наконец - утвердило по закону № 73 ФЗ - охранные зоны объектов культурного наследия (ОКН) регионального (местного) значения.

И необъяснимо – неправомерно, что это же Законодательное собрание Красноярского края весной 2011 г. принимает решение о «невнесении» в госреестр, а фактически - о выводе из охранного Реестра 14 ОКН, которые находились в охранном списке с 1980-х годов, принятые тогда по решениям Крайисполкома!

В июне общественность города (архитекторы, врачи, композиторы, сотрудники Краевой библиотеки и краеведы) составили обращение к председателю Правительства края - в надежде сохранить эти деревянные памятники архитектуры, которым угрожает снос... Но дом бывший купца Воротникова ( № 50 по улице Ленина), стоявший на госохране – был снесён, и предполагаются дальнейшие сносы объектов, которые Заксобрание объявило «не-историческими». При принятии решения Законодательное собрание руководствовалось минимальными территориями исторических домовладений ОКН (а охранная зона предполагает обзор объекта наследия). Хотя в 2008 г. оно само утвердило охранные зоны этих объектов, а, следовательно, и саму охрану памятников, которая запрещает федеральным законом на их территории новое строительство.

Будто в городе нет места более для новых высотных башен. Да и есть ли смысл ставить даже доходный, но рассчитанный на небольшой срок эксплуатации дом, из которого неизвестно что ещё получится – и в самом центре города - на виду у всех – вместо родного, прожившего уже двести лет памятника архитектуры? Как, например, деревянный дом № 23 по улице Вейнбаума - в стиле классицизм и целая сибирская усадьба с хозяйственными строениями на ул. Вейнбаума, 25/ Марковского, 51.

Архитектурные памятники улицы Вейнбаума (бывшей Гимназической): дома № 30-36 и № 21-25 - до улицы Марковского важно сохранять как часть дорогого исторического ландшафта города.

А в доме Потехиных-Потылициных XIX века (ул. Вейнбаума, 21) с 1939 г. жил священник и хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий, подвижнически работавший во многих госпиталях Сибири, учивший военных врачей местной анестезии, готовивший научный труд и книгу для верующих «Дух, душа и тело». Ныне Архиепископ Лука причислен к лику святых, что придаёт этому памятному месту особую значимость не только для горожан, но и всех православных паломников. И этот дорогой многим дом не должен одиноко стоять в чуждом ему окружении – усадьбе необходима её историческая канва с особым духом места, что называется ныне «памятью улиц».

И, слава Богу, что рядом ещё сохранились родные ему усадьбы с деревянными домами и хозяйственными строениями вблизи губернской мужской гимназии.

Доныне непонятна ещё судьба деревянного наследия этого старинного казачьего квартала в пятой куртине исторического плана города. Красноярские казаки городского Круга готовы обеспечить охрану будущего музея Святителя Луки в старинном доме № 21, необходимо принять верное решение по организации музея при Красноярской Епархии, о котором безуспешно хлопочут краеведы в течение двух лет, как и сохранении ближайшего исторического окружения. А все предложения по переносу объектов наследия с родных мест в какие-то музеи-заповедники являются невыполнимыми: «Родину не переносят в другие места!».

Это абсурдные предположения, ведущие к утратам памятников истории и культуры края.

Вид охранной зоны Губернской гимназии с северо-запада


Народные легенды и предания о Святителе в Приенисейской Сибири


Соединит ли дом, приютивший в годы Великой Отечественной Святителя Луку,
прошлое - с будущим…

Золик Мильман, Красноярск

Символическим перекрестком в сражениях защитников исторического облика краевой столицы за каждый памятный дом стало пересечение улиц Ленина и Вейнбаума (бывших Благовещенской и Гимназической).

От пожара до пожара


Архитектор Екатерина Гевель - о влиянии городского ландшафта на наши мироощущения может говорить часами. Усадьба на Вейнбаума, 21 – одна из давних ее болей:

- Дом с анфиладным расположением залов, уникальная резьба фриза и наличников, неповторим декор – с ещё языческими мотивами! – другого такого деревянного убранства в Красноярске уже не найти. И испытаний, подобных - выпавшим на долю этого домика, не придумать. С дворового строения усадьбы занялся страшный пожар 1881-го. Полгорода тогда выгорело, а дом «выкарабкался», только дворовые фасады оштукатурены были. И еще 127 лет стоял, и вновь едва не пал жертвой – на сей раз так и не выявленных поджигателей, которые в ту пору повсеместно «созидали» прибыльные «точечные» болванки. Уцелев чудесным образом дважды, он словно доказывал свое предназначение – соединять рукопожатием прапрадедов и праправнуков. И вот ведь судьба – именно в этих стенах с 1939-го по 1944-й жил, творил духовную книгу и завершал научный труд - в перерывах между операциями в эвакогоспиталях сосланный в Сибирь Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – архиепископ Лука, великий хирург, художник, ученый, православный мыслитель, причисленный к лику Святых.

Не допустить гибели дома, а с ним и остатков самой своеобразной в губернском городе «пятой куртины» (старинного казачьего квартала, улочками и переулками вблизи которого хаживали и Василий Иванович Суриков, и знаменитые наши купцы Абалаковы), сохранить для потомков память места – вот за что бьёмся... В ответ слышим разное – от упреков в неадекватности до предложения перенести выборочные объекты наследия в некий музей-заповедник. Но разве Родину переносят?

Свое изданное недавно исследование «Образ города в Красноярском урочище», полное потрясающих подробностей, с огромным числом редчайших архивных снимков, Екатерина Васильевна предварила эмоциональным наказом Василия Шукшина: «Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания. Не отдавай всего этого за понюх табаку…».

Прислушаемся ли?


Неприкосновенно – не охраняется


За высоким, из разнокалиберных досок сколоченным забором – груды мусора. Часть кровли истерзана, не поддавшиеся огню стропила обнажены, заржавели замки ставень, чернеет чудом выжившая резьба. На глядящей во двор стене безвестный мастер граффити, вовсе не помышляя о втором смысле, начертал: «DOZOR». Однако невольный намек обозначился сам собою. Пятый год за многострадальной уже ставшей из дома избой – никакого догляда. Где гарантия, что однажды её опять не подожгут вандалы – случайно, по наущению ли потенциального застройщика?

- Формально объект – под охраной закона, фактически же он действительно безнадзорен, – признала корреспонденту «РГ» в конце прошлого года Ольга Севастьянова, на тот момент замминистра культуры края.

Парадоксальность ситуации объясняется просто. В 2011-м после проведения официальной экспертизы было получено положительное заключение с рекомендацией – включить «Дом Е.И. Потехина, где с начала 1940-х жил В.Ф. Войно-Ясенецкий, выдающийся хирург и духовный писатель, Св. архиепископ Лука» в Реестр объектов культурного наследия регионального значения. Что и было сделано правительством края (постановление № 528-п от 09.10.2012) по согласованию с Заксобранием и органами местного самоуправления. Между тем здание – частная собственность. По неофициальным данным, известно лишь, что владелице сегодня лет 18. Минкульт неоднократно направлял ей требования о необходимости заключить охранное обязательство, которое накладывает на собственника ограничения, определяет условия сохранения объекта, в том числе - виды и сроки проведения ремонтно-реставрационных работ. Поскольку все обращения были проигнорированы (по искомому адресу жильцы не значатся), ведомство обратилось в Центральный райсуд Красноярска. Вердикт вынесен в пользу истца. Что дальше? По сути, этот домик приравнен к памятнику ранга объектов ЮНЕСКО!


Спасти, нельзя уничтожить


Реестровый статус наделяет памятное строение иммунитетом: разрушить его, воздвигнуть на освободившемся месте ещё одну высотку или торговую точку нельзя. Но и восстановление дома в повестке дня не стоит… Патовая, в общем, ситуация. Правда, безуспешные поиски хозяйки увенчались, наконец, успехом. Нашелся реальный хозяин – её отец. Ни о каком законном обременении, однако, слышать не хочет: «Нужен дом? Выкупайте. Я его приобретал за 30 миллионов рублей». А доказать это как?

- Теперь предстоит процедура, достаточно рутинная, - поясняет «РГ» начальник министерского отдела охраны и использования объектов культурного наследия Юрий Тихонович. – Вести речь о недобросовестности собственника можно только после того, как он откажется исполнять подписанное обязательство. Так что для начала нужно понудить его этот «автограф» поставить. Рассчитываем на прокуратуру, к которой уже обратились за содействием. Если к обоюдному согласию придти не удастся, дом будет выставлен на аукцион. Итоговую цену определит рынок. Владелец, разумеется, при наличии подтверждающих документов, вправе претендовать на сумму, не мифическую, а эквивалентную той, которую затратил в свое время на приобретение. А в Иркутске при возгорании исторического дома – он с землёй забирается у частного владельца и восстанавливается городскими силами…

В Москве в случае даже обшивки сайдингом памятника – он забирается у частника для города и возвращается прежний облик.


Прямая речь

Андрей Лапицкий,

замглавы города, руководитель департамента градостроительства администрации Красноярска:


- Градостроительная политика Красноярска в новом формате направлена на сохранение исторической значимости города, его индивидуального историко-архитектурного облика. Этому принципу подчинены все документы территориального планирования и градостроительного зонирования. В первую очередь проект планировки исторического центра. Именно здесь сосредоточено наибольшее количество объектов культурного наследия, которые подлежат сохранению. Проект планировки учитывает зоны охраны домов-памятников и регулирует нормы допустимого строительства как рядом с такими объектами, так и на территории, смежной с ними. Это исключит появление неуместных в исторической среде зданий. Данный приоритет будет учтён и в новом генеральном плане, разработка которого началась в этом году.


Акцент


- Искреннюю, бескорыстную тревогу за судьбу деревянной старины, безусловно, разделяю, - поделился с «РГ» на условиях анонимности весьма авторитетный эксперт, к мнению которого прислушиваются и в региональном правительстве, и в мэрии. – Согласен и с тем, что забота о знаковых, представляющих историческую, культурную ценность объектах, признанных памятниками, – компетенция, прежде всего, государства. Но будем же реалистами: сохранить всё, тем более, в первозданном окружении – невозможно. Исчезла уже в большинстве случаев та первозданная среда. Примеры Томска, Вологды, я бы тоже не идеализировал. Потерь хватает и там, просто на фоне сплошного «дерева» они не столь заметны. Собрать выжившие в разных частях города домики воедино, создать этакую мемориальную зону? Я посмотрел на днях в Иркутске на знаменитый 130-й квартал. Сплошной новодел. Имитация. Восстановить здания-одиночки? Открыть в каждом чайную, ремесленную мастерскую, музей? Замечательно! Но социальные расходы растут, дефицитная казна скудеет. Ни у края, ни у города на реставрацию бревенчатых строений, на долгосрочную их защиту – от огня, от агрессивного воздействия современного мегаполиса – нет денег. На грядущий юбилей Енисейска наскрести бы… В Енисейске по краевой программе сохраняются к юбилею - только 11 каменных и ни одного деревянного дома!

Единственный выход – прямая опека общественности. Давайте создавать внебюджетные фонды, всячески привечать истинных меценатов, готовых взять дорогие сердцу уголки на содержание. Не сумеем этого сделать – к своему 400-летию город у Красного Яра «окаменеет» и что останется от города великого художника?

Память красноярцев о Святителе Луке, или Несколько слов об идеологии россиян
(заметки красноярского юриста М.Кочеткова)


<<<
Открытое обращение к президенту
5 апреля 2016

Городу и краю необходим музей Святителя Луки

Обращаемся к Вам, как Президенту Российской Федерации. Дорога память о великом хирурге Валентине Феликсовиче Войно-Ясенецком, святителе Луке. Свой земной путь архиепископ Симферопольский и Крымский закончил в Крыму. А в Красноярске, в период Великой Отечественной - был главным хирургом всех эвакогоспиталей края и жил, заканчивая научный труд (получивший Сталинскую премию за книгу и поныне важную для врачей) - по улице Вейнбаума, 21, в доме XIX века, который по статусу является охраняемым объектом культурного наследия в охранной зоне Губернской гимназии. Св. Лука оперировал с помощью местной анестезии днём и ночью самых трудных раненых бойцов, от которых отказывались другие доктора, учил молодых врачей и спасал фронтовиков.
Много лет краеведы Красноярска предлагают создать музей в этом доме. А власти и коммерсанты делают всё, чтобы музея и паломнического центра не было. Дом в руинах на исторической усадьбе в центре города несколько лет меняет своих собственников. Он продолжает разрушаться, его окончательное умышленное уничтожение становится практически неизбежным. Так погибает память о великом Святом человеке, символе духовного и героического трудового подвига в тяжёлые для России годы.
В настоящее время судебным решением собственник дома – ООО «Полюс» – обременён охранным обязательством. Прошу взять это создание музея великого хирурга и Святого, потрудившегося в нашем городе для великой Победы – под личный контроль. Юридические формальности и равнодушие чиновников не оставляют других возможностей спасения наследия православного святого.
Борис Хейнович Леет

>>>

На усадьбе бывшей Потехиных (с XIX века - владение с яблоневым садом), у доктора Сусанны Степановны Потылицыной (ученицы Валентина Феликсовича - по местной анестезии) в военные годы жил выдающийся хирург и святой В.Ф. Войно-Ясенецкий - Св. Лука. В этом доме закончен научный труд по хирургии для многих поколений врачей, и книжка для верующих "Дух, душа и тело". Историческая усадьба находится в охранной зоне Губернской гимназии, рядом - дом Юшковых, 1826г. (ул. Вейнбаума, 23) – тоже на государственной охране, отображён в трилогии А.Т. Черкасова "Хмель", Чёрный тополь", "Конь рыжий", а дальше на север – угловая старинная усадьба по ул. Вейнбаума, 25/ Марковского

Это прислали на адрес krasnoyaro_a@mail.ru - адрес для писем администратору сайта.


Красноярский писатель А.Т. Черкасов встречался с В.Ф. Войно-Ясенецким, который благословил...--> "Слышу голос времени"