На картине народного художника Валерьяна Алексеевича Сергина "Моя Сибирь" изображено всё природное урочище на холсте маслом, а Вы можете отобразить своё "КрасноЯрье" в Затесях на форуме нашего сайта


О своеобразии Красноярского урочища и подлинных ценностях

«Как счастлив был бы мир, если бы каждый понял: его грань восприятия

может быть, в лучшем случае неполной и, чтобы объявить себя истиной,

она требует гармоничного сочетания с множеством других граней!»

(из Вед)

Ныне уже стала всеми признаваться необходимость сохранения окружающей памятник культуры исторической среды, без которой обрываются все привычные ценные связи, раскрытия – «прозоры» на Енисей с ожерельем островов и южные Саянские отроги – Куйсумы, а также и поиски основ своеобразия нашего города. Возможности панорамных раскрытий на окружающий мир – природный дар Красноярского урочища ярко показывают художники.

А.Г. Поздеев «Городской пейзаж» на акварели 1976 г.

В излучине Енисея, который окружает Урочище, сходятся две платформы и с юга – Саянские отроги. Река Енисей в районе города течёт с запада на восток, а на большой карте края она течёт с юга на север, как известно. Этот парадокс с удивлением обнаруживают дети, когда начинают сопоставлять, изучая природу, компас, и задумываться над этим. По фарватеру Енисея проходит граница – соединение двух мощных платформ – Западно-сибирской и с востока до дальней грани России.

Городчик А.А. Дубенский первым ещё в 1624 г. назвал красивый берег Енисея на Стрелке с рекой Изыр-Су «угожим и красным» - пригодным для острожного становления. А великий сибирский картограф и художник-учёный казак С.У. Ремезов в период Русского Возрождения XVII века, пожалуй, впервые применил понятие урочища к обозначению особенных природных мест Сибири и уникальной ситуации Красноярского города.

А.Г. Поздеев «Вид на зимний город» - акварель 1960-х годов

В неизменной оправе великолепного окружения окрестных ландшафтов город раскрывал перспективы улиц и площадей на природные ориентиры – острова и сопки, гряды скал заповедных. Силуэт Красноярска прекрасен был благодаря своеобразному живописному ландшафту, открывающемуся из улиц и площадей центра, находящегося на ровной террасе над Енисеем с ожерельем островов, Диван-горой – с юга, перед скалой Так-мак и Афонтова гора перед Большой сопкой, где открыты археологические зоны мирового значения. Ещё в XIX веке В.М. Флоринский говорил о палеолите: «Русские казаки как перелётные птицы вернулись в XVII веке в Сибирь на свои родные места».

И новые архитектурные свершения могут быть органично включены в социо-культурный контекст города только с ощущением «исторической канвы» цельной среды, её ценности и пространственно-временной «глубинности» в природном окружении. Это позволит жителям обрести память и подлинное чувство истории, ход которой запечатлён в самой ткани центра, образно-пластической среде Красноярска – для всех горожан, кто ценит своеобразие города и раскрытия на природные ориентиры – «места взоров» – старинные «прозоры» по-над Енисеем и речкой Качей.

Исследование принципов и градостроительных приёмов, повлиявших на своеобразие Красноярска, на формирование его неповторимого облика проведены были в проекте охранных зон наследия института Красноярскгражданпроект 2012г. На различных стадиях развития городской структуры выявлены качественные изменения и эмоциональные характеристики различных элементов архитектурно-пространственной среды центра города – это факторы устойчивого развития и процветания сибирского города и полноценной среды проживания. Но, исторические объекты, являющиеся ключевыми элементами в структуре и образе Красноярска, сохранились лишь фрагментарно: часовня Параскевы на «пораненном буквами» холме, Покровский храм, «обстроенный» высотными домами, отреставрированный Благовещенский храм, но без старинной въездной площади рядом. От неё – вдоль Качинской улицы направлялось движение к Острогу – так композиционная значимость этих объектов наследия в городской структуре угасает... Да вот красноярские живописцы и поныне с детской отзывчивостью любуются душевной стариной.

Л.Войнова-Чибис «Ворота в старый двор» (на холсте по ул. Горького у парка) в 2001 г.

Жизненно необходимо выявить в настоящем связь архитектурных форм с особенностями мирочувствования и миропонимания горожан, которые проявлены в характерах и укладе жизни, а также помочь оживить эти взаимосвязи сквозь «историческую канву» прошлого в будущее. Это поможет изучению способов достижения гармоничного сочетания новой и сложившейся застройки с окружающей природной средой в пространственной композиции города. И чем больше углов зрения на исследуемое пространство города, тем больше его граней открывается, тем яснее становится целостная картина развития большого организма. Необходим здесь междисциплинарный подход и об этом говорилось за Круглым столом на фестивале Зодчество Восточной Сибири – 2014 г. И то, что у Красноярска есть своя достойная многовековая история, и она имеет право быть в культурной памяти горожан. Да и не одни строители должны определять судьбу города, а где голоса коренных красноярцев?

Вот впечатление москвича А.Юдина о громадных буквах «Россия» на южном природном склоне Караульной сопки и как это портит всю картину городского ландшафта – говорили-то на фестивале о ландшафтной культуре… «Будто бы из балончика краской на изображении Богородицы кто-то пометил: «Это – Бог». Вестимо же, Россия – во всём поднебесном храме природного урочища окрест города, а не в траве Караульной горы. Так выходит, что можно и потоптать… на видном месте этот знак и символ? Это какой-то перевёртыш местного вандализма.

А.Г. Раппапорт говорил примерно так о душевной основе профессии – архитектору надо в таком окружении молиться, чтобы сосредоточиться и выровняться для создания чего-то стоящего… Остаётся ныне - молиться о вдохновении, ведь зодчество, как и музыка, прежде вызывает чувства в сфере интуиции и фокусирует Душу.

Синева Енисея - на холсте А.Волокитина «Начало весны» 2007г.

Енисей как поток (стрежень по древне-русски) и граница разных сред, да и пойма его даёт пространство, ощущение реальности происходящего здесь и сейчас. И понимание, что город особенный – «центровой», оттого, что расположен на стыке востока и запада и поэтому – парадоксальный во многом.

«Видел я Альпы швейцарские и итальянские, но нигде не видал такой красоты, как эта, наша сибирская. Наша природа такая своеобразная, чарующая. Краски, тон, общий колорит... особенно близкие нам». «...Уехал в Сибирь. Встряхнулся. И тогда от драм к большой жизнерадостности перешёл. ... Необычайную силу духа я тогда из Сибири привёз… » «Каждый год я стараюсь возить своих девочек в Сибирь, чтобы они научились любить мою родину, (В.И. Суриков – в письмах) И вообще я не могу долго быть вне Сибири...». Город в Урочище – свою малую родину Василий Иванович образно представил М. Волошину (в январе 1913 г.) так: «В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый. И край-то какой у нас... Сибирь..., а за Енисеем у нас уже горы начинаются: к югу тайга, а к северу холмы (и степь, где Бузим)..., глинистые – розово-красные... В Бузимове мне вольно было жить. Страна была неведомая. Степь немереная… Енисей чистый, холодный и быстрый...»

Урочище – естественная граница, природная межа (река, «увражи»... - из Географического словаря...), или место с особыми условиями и признаками, отличными от обычного окружения. Красноярское Урочище имеет более широкое значение и грандиозный масштаб, потому как велик Енисей и великолепны и разнообразны ландшафты кругом – учёными давно отмечена «уникальность ... в расположении Красноярска на стыке различных геологических формаций». Посему и геофизики уж четверть века твердят о несообразности строительства метро здесь, а лишь о возможности некоторых скоростных заглублённых веток, да и на эстакадах и мостах.

Представить урочище можно, обозревая с Большой сопки – начала западной береговой таёжной гряды, называемой «Долгой гривою». И, как бы облетая мыслью, всё природное окружение и красоты – ориентиры окрест города: от северо-западной Дрокинской горы с восходящими потоками воздуха (рай дельтапланеристов) – через северные боры, холмы и степи северо-восточные, до горы Предивной среди сопок и долин на востоке. Далее (в полёте нашем) видны – маковка Чёрной сопки – самой высокой вблизи города, с юго-восточной стороны, да и южная гряда Куйсумов (Саянских отрогов) перед заповедником.

Ю.Иванова «Красноярск летом» (на холсте маслом) в 2005 г.

В Урочище созвучно всё стремнине меж крутых берегов реки: движение природных стихий и крутизна жизни соответствуют яркости окружения – природному дару красноярского Урочища. Полётные картины, открывающиеся с ключевых панорамных точек, метко названы «видовками»..., где мир вдруг распахивается, словно при взлёте. А в красноярских окрестностях множество таких обзорных площадок-видовок, с которых можно любоваться, оглядывая красоты природного великолепия, что даёт психологическую свободу горожанам.

Обозреваемые природные ориентиры – Так-мак и южные Куйсумские горы, ожерелье островов на Енисее, Большая сопка (с трамплинами – на западе) и Кум-Тигей в центре – доставляют жителям и гостям Красноярска истинные душевные наслаждения. Красноярское урочище олицетворяет собой всю Сибирь именно потому, что здесь сходятся одновременно четыре различные географические зоны и это наглядно представлено в картинах народного художника РФ В.А. Сергина «Сибирь» и «Моя Сибирь». А Валерьян Алексеевич искренне считает, что «именно замечательные старинные деревянные здания составляют подлинное и неповторимое лицо Красноярска».

Слитность городской застройки и природной основы уже заложена в структуре городских пейзажей – в этом ценность их своеобразия. В первую очередь их особенность проявилась благодаря рельефным склонам левобережья Енисея и поймы речки Качи в историческом центре Красноярска. Первый губернатор А.П. Степанов называл их «утесистыми крутизнами» при рассмотрении плана города 1825 года и требовал обозначить, поскольку они значительно влияли на застройку, но не были учтены при составлении регулярного плана столичным архитектором В.И. Гесте.

И самая выразительная из этих «крутизн» – на фоне которой воспринимаются все дома, это гора Караульная. Она же – бывшая сопка Кум-Тигей (с тюрк. – «гора тетивы тугого лука»), на верхней площадке которой – у часовни Параскевы Пятницы, представлена редкая возможность панорамного обзора всего Красноярского Урочища.

А.Г. Поздеев «Вид из окна на часовню» - на акварели 1970-х

Именно эти красоты в «отписке» А. А. Дубенского названы: «место – угоже и красно»... Предлагаем взгляд на Красноярск как на перекрёсток путей и связей, идей в историческом центре – ядре (узле-сгустке) города, где сложная ситуация перекрестья уже объясняет «крутость» – «ярость» и яркость жизни здесь и скорейшую реализацию планов.

При проектировании детальной планировки исторической части Красноярска в институте Красноярскгражданпроект под руководством С.В. Дума в 1980-х годах обнаружили интересное явление в центре города – «Историческую канву», в которой запечатлена будто бы память городской среды, жизни целых исторических пластов. И даже если здания были уже снесены, а жители переселены в новые микрорайоны, все же память места – «канва» сохранялась в этих кварталах в виде легенд, преданий, фотографий и историй..., как «Дух места» или память улиц. Наше богатое казачье наследие представимо метким выражением писателя-сибиряка В.Г. Распутина - «как бы «простяжена» была вся Сибирь в начале XVII века боевыми острожками русских казаков, и «подшита» к России всего за полвека…». Так и острог с посадом – двойной укреплённый город значительно повлиял на дальнейшую планировку Красноярска - был задан масштаб куртин, деливших удобно и чётко ровную террасу под горой Кум-Тигей (ныне Караульная) в продольном направлении весь план города до подножия Афонтовой горы – начала Долгой гривы на западе от Красноярского города. Улица Качинская (часть ул. Ленина), проходившая по крутой бровке поймы реки Качи на Стрелке, направляла движение к крепости с общественной площадью перед въездной башней.

Изучение и сохранение архитектурно-градостроительного наследия является важной задачей современной градостроительной культуры. Сохранить и использовать в соответствии с новым назначением цельную историческую среду, вместо прежней – «штучной» охраны отдельных объектов – одна из сложнейших градостроительных задач современности. Активное новое строительство в Красноярске привело в большинстве случаев к разрушению исторически сложившейся среды и утрате деревянной застройки, ценных архитектурных объектов. Это, в свою очередь, повлекло потери целостности, гармоничности архитектурно-пространственной среды исторических зон центра, своеобразия города в целом – при восприятии его.

А.Суриков – серия о Красноярске – 2005 г.

Наибольшие утраты претерпело деревянное зодчество – самая яркая и примечательная область прежней архитектуры Красноярска, как и всей Сибири. Это произошло в результате недооценки потребности сохранения этого уникального наследия, давшего образцы фортификационных, жилых, общественных и первых производственных сооружений, мостов и устоев.

В.И. Переятенец. Вид горы за точёными вереями дома на подклете Г.В. Юдина – 2003г.

Культурная память на протяжении веков оседает канвой застройки – это не философский аспект, а ощутимая образность среды города, что придаёт ему особый колорит – красноЯрость, наряду с куртинами, раскрывающими улицы на природу. И гости приезжают посмотреть не то, что у них обыденно, а здешнее своеобразное деревянное казачье зодчество сибирского города, бывшего крепостью-форпостом на рубежах Российской земли. Казаки доблестно сторожили границы с юго-востока, так почему же теперь мы не видим наследия этой героической истории в нашем окружении и даже на улице Сурикова (как в бытность великого земляка). Будто город просто забыл о прежней жизни и вот шатёр часовни Параскевы покрашен в зелёный цвет, а был пурпурным всегда (по художественному канону положено). Часовня в первую очередь основной ориентир, а потом уже культовый объект. Да это лишний раз доказывает, что в реставрации надо рассматривать проекты коллегиально, особенно в градостроительно важных местах, как образ и символ всего города. И при проектировании драмтеатра реставраторов позвали в минкультуры только обсудить цвет занавеса – очень странно было тогда... а ныне жители квартала возмущены масштабом разрушений всего средового пространства в представленном на выставке проекте. Это подтверждает неладное в настоящем проектировании – непорядок, когда питерцы с промышленными дизайнерами скрытно (и небезвозмездно) предлагают городской администрации эскизы мощных «пентагонов» в зоне видимости костёла и деревянных объектов культурного наследия – исторической среде городских усадеб.

Пока «спрятан» Проект зон охраны объектов культурного наследия Красноярска 2012 г., обсуждённый всеми творческими объединениями города 18 апреля 2013г. – так уже и снесена усадьба XIX века по ул. А.Лебедевой, 102 – 2-х этажный дом, обшитый тёсом с бревенчатым флигелем в исторической зоне, посвящённой даже В.И. Сурикову, где он часто бывал. Вот это место – можете узнать на фото со стекла из фондов ККМ

Вид усадеб по ул. А.Лебедевой, 104-108 – как видел их В.И. Суриков на рубеже ХХ века

Благодарение Василию Ивановичу Сурикову, что оценил и запечатлел в акварелях и рисунках деревянные посадские дома под крутыми колпаками крыш, с галереями и рундуками, красными крыльцами, придающими им особую «крылатость»... Красноярское как и ангарское деревянное зодчество – это же особенно красивая, гордая и достойная песня всему природному урочищу. Так поведала художница Л.Г. Глухова: «Деревянные дома в центре каменного города – как память и душа этого места. И если мы не сохраним в крае традиции деревянного зодчества русского Севера, Приангарья енисейского в настоящем, то оно останется только преданием – сказкой Сибири...» как и на акварелях нашего В.И. Сурикова в Третьяковке.

В мае же подожгли двухэтажный бревенчатый дом на ул. Перенсона, 32 (бывший городским для служителей Успенского монастыря) и затем почти сразу – поджёг дома по ул. Ленина – за улицей Робеспьера, и это возможно стало при спрятанном охранном проекте. Где были обозначены регламенты и зоны регулирования застройки и сохранение городских ландшафтов. Проект подготовлен для нового генплана города ведущим в крае институтом Красноярскгражданпроект, но не был представлен в Законодательное собрание края.

К настоящему времени выявилась необходимость нахождения особых подходов к сохранению таких своеобразных и сложных исторических зон центра и историко-культурных ландшафтов, имеющих во всём мире непреходящую ценность – возвращения значимости исторической среды и культурной памяти города.

Как в акварели 1950-х Андрей Геннадьевич Поздеев обращает наше внимание на лужицы после дождя в живом городском пейзаже и понятно, что каждый исторический бревенчатый домик отражает культурную неповторимость Красноярска. А жизненные устои горожан формируют его своеобразие и невозможно вдруг разом, поставив вместо добротного домика высотную точку в историческом центре привнести в его среду с вековой культурной памятью что-то ценное



На заключительном Круглом столе 27-28 июня 2014 г. в программе ЗВС-14 на берегу Енисея, где были в основном иркутяне, которых пригласил А.Ю. Макаров в расчёте, что они «двинут» наше проектирование – наподобие доблестному Иркутску. А также кемеровчане, алтайцы, томичи, читинцы и хабаровчане, но не было почти красноярцев, которые смогли бы поддержать разговор о своеобразии Красноярска в природном урочище – о ландшафте культуры. Вероятно, это был протест горожан оттого, что просили устроить обсуждение предлагающихся тайно – только для нашей администрации питерских эскизов по застройке западной парковой территории новоделами и квартала рядом. Для этого обсуждения размещены были в экспозиции красноярские проекты регенерации исторического квартала 2011г. с сохранением усадебной застройки, где предусмотрено всё обслуживание для парка и проект уже реализованный – по реставрации усадьбы Колесникова по ул. Горького, 9.

Наши опытные реставраторы с начала 2012 года ожидают, когда смогут приступить к работе по восстановлению охраняемых усадеб начала ХХ века в историческом квартале вблизи парка, а городская администрация бездействует и все в недоумении.

Н.Стрижнёва «Субботний вечер» - на темпере 2006 г. у органного зала с севера – и как можно «втиснуть» в эту самобытность мощный корпус бетонного «пентагона» – вместо красноярского проекта регенерации среды исторического квартала?

Против секретных кощунственных предложений питерцев о подземных парковках в охранных зонах квартала и мощном 9-ти этажном офисном корпусе, закрывающем органный зал, уже говорилось в газете СНИП, а гости с Дальнего Востока недоумённо высказывали архитектору А.Ю. Макарову о брошенности нашего ценного деревянного зодчества: «Вы так же цените вашу престарелую родню и наступаете на них? А главное, стыдитесь, вот что плохо!» (Это говорила архитектор, учившаяся в Красноярске 1980-х и уехавшая по распределению в Хабаровск).

А.Л. Бавыкин сказал, что каждый нынешний зодчий ставит по-преимуществу памятники самому себе – кто выше и грандиозней, невзирая на то, что рядом. Где они учились и где же русский рационализм? (о котором беседовали в союзе – в первый день, когда Т.Н. Матнина поведала о благодатной важности сохранения зелёной оси Красноярска и то, что находясь в гармонии – мы чувствуем благоговение на просторе).

Очевидно было – по выступлениям зодчих, психологов и этнографов, всех участников круглого стола на фестивале – ныне происходит непонимание каких-то корневых смыслов и сути жизненного уклада сибиряков – как так возможно стало в историческим центре, где возникло громадьё «безликих перепевов западных» коробок-высоток среди чудных природных перспектив.

При этом – на экране проходили виды города с картин красноярских художников и музейные фотографии. Из красноярцев были только организаторы фестиваля – проектировщики новостроек, и когда И.Н. Крылова сказала, что в проекте зон охраны объектов наследия Красноярска всё же не оставлено места для нового строительства, то защищать исторический центр города тогда пришлось алтайцам, москвичам и томичам. Ей объяснили, что уже и так застроено всё пространство против всех мыслимых норм СНИПа и САНПИНа во многие разы, как нет ни в одном сибирском городе. И не видно никакой красноЯрости и великолепной природы из исторического центра, как было прежде в этом чудном месте земли и можно было к реке подойти… И в заключение А.Д.Мякота сказал, что Красноярск будет со временем лучшим городом Земли всей.

Да программу готовили активные «объёмщики», которые проектируют новострои без градостроителей-городчиков и в этом проявилась тоже мощь красноярского строительного комплекса – так они видят город и представили его гостям. Предлагаем продолжить обсуждение – как бы Круглый стол и высказаться на форуме в «Затесях» сайта http://www.krasnoyaro.ru/ - по красноярскому наследию. Как можно будет сберечь подлинно дорогое красноярам в пространстве прекрасного окружения.

О всех переносах и воссоздании, когда авторитарно воспроизводится лишь нынешнее понимание прошлого верно замечено А.В. Иконниковым: «…В мире ХХ века ценности культуры оказались неожиданно хрупки – и особенно, ценности архитектурного наследия городов. Подлинные произведения зодчества не только уникальны, но и неповторимы, как любые произведения искусства. Построенное – на месте разрушенного, даже «воссозданное» – заведомо будет воспроизводить лишь наше понимание прошлого…

Сегодня мы глубоко осознали чисто человеческое значение материальной памяти городов, её необходимость для осуществления преемственности культурыИсторическая подлинность не воспроизводима! И художественная ценность оригинала в искусстве неповторима». И даже реставрация здесь не поможет, а тем более «воссоздание» (Иконников А.В. «О ценностях подлинных и мнимых»// журн. «Наше наследие» №3/1990.) И можно воссоздать деревянную беседку в парке, но среду целого исторического квартала надо сохранить для преемственности плотницких традиций северорусских мастеров-переселенцев и бытового уклада жизни наших казаков, защищавших рубежи России.

Разрушение исторической застройки повлекло утрату пространственных связей между историко-архитектурными ансамблями, да и новой застройки со старой и преемственности сменявшихся периодов, что заставляет задуматься о самобытной ценности градостроительной культуры края и объектов архитектуры. Здесь особая задача архитектора сохранить в гармонии среды триединство природы, человека и всей застройки города в окружении Красноярского урочища. Это благополучие и мудрость мастерства чувствуется только в троице среды на просторном Енисее.

Л.П. Иванова «Медвежий угол», живописный юмор 2006г.



Ведь – «Не о славе главная забота. Важно знать, что линия верна… и твоя посильная работа каждому хоть сколько-то нужна». Это речь о мастеровом-реставраторе А.В. Лапине в бревенчатом квартале вблизи парка. Такой ярый красноярец может быть во всей Сибири один есть. Вот так помечтал сибиряк, вдохновлённый доброй энергией Юлии Израилевны в ту пору, когда она руководила работами по реставрации здания бывшего католического костёла (ныне органного зала), чтобы восстановить дом – как на историческом фото начала ХХ века. Не зря говорят – «ищите женщину» – во всех свершениях есть свои музы, а Ю.И. Гринберг - человек-легенда, она почти в одиночку защищала культурное наследие края и одна поставила на охрану столько объектов наследия, храмового и деревянного зодчества, что удивительно ныне, когда этим занимаются целые отделы министерства культуры. Как это удалось одной женщине - просто уму непостижимо! А в конце 1980-х как раз организовалась в городе первая реставрационная мастерская и разместилась на ул. Горького/К.Маркса, 118. И Алексей Васильевич пошёл работать и учился попутно – так стал плотником-реставратором и смог вскоре на свои средства и своими руками в свободное от основной работы время – с сыном и друзьями реставрировать историческую усадьбу и красивый двухэтажный дом-памятник.

И, несмотря на многолетнее подвижничество его по сохранению родного культурного наследия, остальные памятники на усадьбах исторического квартала пока оставлены прозябать на ветру. Проектом регенерации квартала 2011 г. предполагались и дополнительные хозяйственные строения в охранных зонах, и необходимое зонирование для будущих красноярских инвесторов с использованием под гостиницу, либо харчевню или музей ремёсел «Бабушкин сундук». Дом № 11 – для музея Народной консерватории и музыкальных мастерских во втором этаже. Красноярскими архитекторами продуманы общественные пространства и связь с парком площади Органного зала – лучшего по акустике камерного зала в городе. Ныне значительные площади двухэтажных памятников культуры по ул. Горького простаивают и предлагаются противозаконные проекты нового строительства целой улицы в городском саду и освоения подземных пространств. Как то в суете все забыли, что Городской сад (ЦПКиО) – памятник природы, истории и редкое культурное достояние большого города.

Н.Незговорова. «Весна в городе» на холсте 2003г.



Оттого, что название круглого стола было размыто западной «аутентичностью» и идентичностью, не случилось поговорить о сибирском характере – «особности сибиренов», так сообщал ещё в Сибирской летописи XVII века тобольский казак-художник С.У. Ремезов. И хорошо, что можно высказать мысли в журнале о характере и смысле существования сибиряков – как вольно глядеть на красноярском просторе движенье облаков на небе, где клёкот кружащих беркутов, и вдыхать черёмуху в парке и зарослях у реки. Вот течёт синий Енисей – срединная река жизни всего сибирского края и приближает нас к сути вещей. Приходит понимание, что поиск – основное побуждение русского по Духу характера и в Сибирь во все времена шли искатели-промысловики, они промышляли достойную долю, искали Бога и знаний, а то и приключений. И стержневое творчество – потребность всегда искать и познавать, это ж глубокая движущая сила, присущая сибирскому характеру.

К.В. Гевель, архитектор

Июнь 2014г.