На картине народного художника Валерьяна Алексеевича Сергина "Моя Сибирь" изображено всё природное урочище на холсте маслом, а Вы можете отобразить своё "КрасноЯрье" в Затесях на форуме нашего сайта


Разговор об исторической среде Красноярска в пятой куртине плана
(статья в газету «Красноярский рабочий» 4.12.2012г. «Родину не переносят!»)

«Эти точёные вереи – потомки забудут о них…»

В.И. Суриков

Василий Иванович любовался резными столбами-вереями, на которых крутились полотнища ворот старинных сибирских усадеб, а нам ныне и не дано… Существует некая инерция в охране богатейшего красноярского культурного наследия, когда в 1970-х годах сохранялись ещё только одиночные памятники, «…не вплетённые в жизнь города» и не воспринимался исторический центр Красноярска целостно со своим силуэтом – «небесной линией»… Стоит напомнить, как красив силуэт города с Енисея, да и самобытность сибирского образа города, и неповторимые культурные ценности заслуживают особой песни - о великолепном природном урочище с разнообразными ландшафтами по сторонам света. Поэтому-то много в Приенисейском крае хороших и разных художников – природа родная вдохновляет.

Сотрудники министерства культуры края и по настоящее время рассматривают в отдельности каждый объект наследия, даже имея проект охранных зон, они представили на утверждение Законодательному собранию края в 2008 г. по объектам наследия регионального значения вместо зон охраны – малые территории самих зданий-памятников, учтённые только по отмостке... И даже, несмотря на эти малые, утверждённые краевым законом территории, в 2011 г. это же уважаемое собрание выносит решение о выводе из охранного реестра 14 объектов деревянного зодчества по заключению каких-то иркутских экспертов, что повлекло уже снос дома по ул. Ленина, 50. В этот список попали и дом с мезонином казаков Потылицыных по ул. А.Лебедевой, 61. И дом Юшковых по ул. Вейнбаума, 23 – который реставратор Б.В. Гнедовский отмечал, как особенно ценный, а иркутяне отразили как «не имеющий архитектурной ценности…» А вот судите сами, глядя на ещё пока живые эти дома, ведь уже «приговоренные», как и дом Каменевых, по ул. Кирова/А.Лебедевой и другие.

Дом Потылицыных дом Юшковых

Это места - с богатой «исторической канвой» - памятью городской среды окружения объектов культурного наследия, так называемым - «духом места», следов времени в пространстве - и когда говорят «русским духом пахнет» - это, по сути, речь ведут о деревянных строениях, башнях и баньках. Историческая канва объяснима как связь поколений, живущих в Красноярском урочище – как запечатленная память жизни горожан и память дорогого места… Это следы времени в пространстве города, как бы в ином слое остаются как примечательный «дух места» и «дорогого стоят…», как говорили уважительно в старину.

Древних русских архитекторов звали «городчиками» и творили они не из «самости» своей, а согласно «Кормчей книге» с главками законов градских, когда внимание уделялось среде, а не отдельному сооружению, как ныне… В главках законов говорилось: «Не закрывай вида соседу, поскольку доставляют природные виды душевные наслаждения и благодать…» Кто из современных нам архитекторов и строителей думает о соседних строениях, выпячиваясь прежде сам? И особенно стараются «выпучиться» именно на набережной, где раскрываются такие красоты, что хочется «пить их и дышать» этими видами. Правильно назвал чешский студент-архитектор Ян Франтишекович Вашек (когда будущие архитекторы готовили перед экзаменом по реставрации эссе о городе) - новые высотки в центре Красноярска «памятниками раздутому самомнению их авторов на фоне такой великой реки…» Это очень верно, поскольку выстроены эти мощные «точки» в центре - невзирая на ближайшее окружение и градостроительное значение места. А привлекали, всё-же гостей-студентов старинные деревянные дома Центрального района и Николаевкой слободы. Скоро городу 400 лет исполнится, но почему самого ценного в Сибири деревянного зодчества срубных конструкций, построенных казаками, коренные горожане защитить не могут?

Дубенский Андрей Ануфриевич был гениальным провидцем – городчиком, расположив Красноярск в таком красивом урочище в излучине Енисея – ныне это наше ценное градостроительное наследие – такое удалое приволье со множеством видовок и «полётных картин». И красноярское деревянное зодчество свою значимость ведёт от казачьих домов посада при остроге XVII века и острожных куртин (участков крепостных стен меж башнями), когда верхний жилой этаж с горенками поднимали на хозяйственный подклет с кладовыми и чуланами, а подклет возводился на мощных погребах, где хранили оружие и припасы. Последний такой полукаменный дом посадского типа - на кирпичном подклете жив ещё на углу улиц Марковского и Перенсона в пятой куртине исторического центра Красноярска.

Обратим внимание на пятую куртину городского плана – от ул. Вейнбаума (бывшей Гимнаической) и на запад – до ул. Перенсона (- Почтамтской ул.), тогда и увидим ценную городскую среду, начавшую формироваться на рубеже XVIIIXIX веков, когда по «вновь прожектированному» плану Красноярска появилась вторая часть города – от бывшего въездного шлагбаума по ул. Благовещенской, направлялось движение на высокую колокольню храма и через ул. Качинскую от площади у Благовещенской церкви – к главной – бывшей Острожной площади на Яру.

Особенную ценность этому цельному казачьему кварталу придают события, происходившие в его пространстве с XVIII века – память сохранили старинные погреба кладовых с мощными сводами и ледником в глубине квартала по ул. Ленина, 86-88 – и до середины ХХ–го, и запечатленные в его усадьбах, дающих примеры редких теперь сибирских домов полукаменных – на кирпичном подклете посадского типа с лучковыми перемычками стройных окон, как казачий дом на углу ул. Перенсона, 34/ Марковского, 67 с двумя деревянными флигелями рядом.

Настанет время, когда строить, сообразуясь с окружением Исторического центра города, а не желанием денежного претендента на каждый лакомый кусочек в Центральном районе станет экономически и эстетически выгодно

«Сохранение нематериального культурного наследия так же важно, как сохранение и защита архитектурной среды. Нематериальные элементы, которые способствуют поддержанию своеобразия, и дух места должны быть признаны и сохранены, так как они помогают в определении характера местности и её духовной сущности.» И – «Важно установить деликатный совместный баланс, чтобы поддержать историческое наследие во всей полноте его культурного разнообразия». «Подлинность и целостность исторических пространств, … городская структура, определённая сеткой улиц, участков, зеленых насаждений и соотношениями между зданиями, зелеными зонами и открытыми пространствами; окружением, и частями, которые составляют это окружение - социальную структуру, культурное разнообразие…»

Здесь в пятой куртине между улицами Ленина, Перенсона и Марковского (бывшей Больше-Качинской) – есть старинный квартал с примечательными территориями и историей, связанной с В.И. Суриковым, казаками Абалаковыми и Св. Лукой. О ценности исторического квартала стоит поговорить особо, поскольку читая местную печать, складывается впечатление, что в городе один лишь средовой квартал с костёлом, да и только, но застройка там появилась в конце XIX века – он и находится в десятой куртине плана – за парком. Остальные деревянные объекты наследия почему-то обходят вниманием и даже, как-бы стесняются «культурные чиновники», призванные их охранять… А жаль, вот например, «заказали» наши деревянные объекты культурного наследия Красноярска оценить иркутским экспертам и те заочно приговорили 14 из них к выносу из государственного реестра, а это означает – к дальнейшему сносу. Понятно, что в Красноярске сильнейшие в Сибири строители, поэтому и обоснование должно быть грамотным и убеждающим – ответственным. Но когда в иркутском псевдозаключении прозвучало, что 2-х этажный классицизм в дереве по ул. Вейнбаума, 23 – дом Юшковых, «не представляет архитектурной ценности»!!!, а история дома Потехиных (по ул. Вейнбаума, 21) не доказана документально… – поднялись на защиту своего наследия красноярские архитекторы, археологи, литераторы и краеведы, историки и родословы.

Бывшая улица Гимназическая с тремя усадьбами известна в городе как уцелевшая в пожаре 1881 г. Ветер резко изменил направление, и пожар устремился в первую часть города, а дом Потехиных был после пожара оштукатурен во дворе - на украинский манер.

Вид со двора дома Потехиных-Потылициных

Вероятно для того, чтобы в военные годы он приютил святого хирурга, художника и учёного В.Ф. Войно-Ясенецкого. Такая ценная горожанам историческая среда уже заслуживает регенерации, внимания руководства города и организации здесь православного музея в охранной зоне губернской гимназии. В этом доме-музее паломники со всей страны смогут отдохнуть душой и послушать записи голоса Святого Луки. Врачи нашли адрес и телефон В.М. Баруткина, которого оперировал в 1939 г. Св. Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий) и он отправил нам телеграмму: «Действительно Архиепископ Лука профессор – мой спаситель, проживал в этом доме (ул. Вейнбаума, 21) с 1939 по 1944 годы…» По телефону из Железноводска мне (Катерине Гевель) рассказывал Василий Михайлович, как его мама Сусанна Степановна Потылицына (врач стоматолог и ученица Св. Луки по местной анестезии) угощала обедами Валентина Феликсовича за большим овальным столом (в редкие минуты отдыха хирурга) и все вместе с племянницей и друзьями Василия Михайловича – голодными студентами, которых часто кормила сердобольная матушка, беседовали о душе и вере. Ведь, пожалуй, мало кто из красноярцев знает о Святом хирурге – как он подвижнически работал в госпиталях всего края, Иркутской области и Томска, учил оперировать полевых врачей с помощью местной анестезии. Об этом необходимо поставить фильм, как советовал на встрече с горожанами владыка Пантелеимон. Св. Лука в Красноярске работал над научным трудом по хирургии, готовил рисунки и схемы, и одновременно - над книжкой для верующих «Дух, душа и тело» - об этом рассказывала хирургическая сестра, помогавшая при операциях. Она вспоминала трогательно, как профессор, по-старинке ходил по улице в галошах специально, снимая их в госпитале, чтобы сёстричкам было поменьше уборки.

Лука постоянно оперировал самых тяжелых раненых и трудился над книгами – падало зрение от перенапряжения и часто - без сна… Что мы знаем об этом? Даже не все горожане знают о том, что Сталинская премия за научный труд по хирургии была отправлена Лукой в детские дома… Зато нам заявляют в отчёте иркутяне, что добротный дом, крыша которого горела в 2008 г. - по вине предполагаемых застройщиков этой территории старинной усадьбы – не представляет интереса… (для них-то, а в городе такой дом единственный – с редкой резьбой мощного фриза).

Кстати ещё в 2008 г. было принято постановление Зак. Собрания Красноярского края по закону № 73 ФЗ - о зонах охраны объектов культурного наследия регионального значения, но эти зоны были назначены чиновниками без учёта зон видимости ОКН, а лишь отмечали территории под зданиями по отмостке… Действительная ( - грамотная) охранная зона предполагает обзор объекта наследия и его среды – для этого предусмотрено оставлять незастроенной зону в две и три высоты исторического здания-памятника.

Настоящей угрозой всей этой исторической зоны было предполагаемое ранее расширение проезжей части улицы Вейнбаума у дорожной развязки вблизи ул. Республики, но уже строится новый бассейн между ул. Марковского и - А.Лебедевой, да и по критериям ценности научной, мемориальной и градостроительной истории несопоставимо значение ценной для всего города исторической зоны с интересами некоторых частных застройщиков, требующих пересмотреть положения проекта охранных зон 1990-х годов.

Вид из усадьбы Потехиных в охранной зоне Губернской гимназии

Архитектурные памятники улицы Вейнбаума – дома № 21- 25 и № 32-36 – до улицы Марковского важно сохранять как часть ценного исторического ландшафта города. И очевидно, что такой дорогой многим россиянам дом не должен стоять в чуждом ему окружении – усадьбе необходима её историческая среда со своей памятью этой улицы. А все предложения по переносу объектов наследия с родных мест в какие-то музеи-заповедники являются невыполнимыми: «Родину не переносят в другие места!» Это крайне абсурдные предложения, ведущие к утратам памятников истории и культуры края. Помните, как переносили стоявшую рядом усадьбу Черкасовых – плачевный пример не состоявшегося переноса в нашем городе. Старинная усадьба Черкасовых с хозяйственными строениями в этой же куртине – в более северном квартале с корабельной резьбой фриза и наличников окон дома, которую предполагалось перенести в 1990-х (по чертежам реставратора Г.Ф. Андреева) на ул. А.Лебедевой. Угловой дом усадьбы тогда стоял напротив полукаменного казачьего дома по ул. Перенсона, 34/ Марковского, 67 (у которого в августе сгорела крыша и погибла женщина во втором этаже, не желавшая переселяться из родного дома). Ныне можно воссоздать «перенесённый» ранее дом на свободном углу ул. Вейнбаума/ Ленина – если ещё что-то живо от дома Черкасовых, чтобы сгладить впечатление от чуждого исторической Абалаковской казачьей усадьбе нового корпуса с торговой функцией.

Почему среда Центрального района разрушается в угоду транспортных интересов, когда по ул. Вейнбаума проходит грузовой тяжелый транспорт при двух новых объездных магистралях, а пешеходы жмутся на узких тротуарах, боясь быть облитыми грязью? Доколе будет так?

Когда звонили этим горе-экспертам в Иркутск объявить, что по их вине или усердному заключению снесли уже дом № 50 по ул. Ленина, то обнаружили в беседе, что они и не подозревали об охранных зонах этих объектов, как и Губернской гимназии вблизи усадеб под номерами: 21, 23, 25 по ул. Вейнбаума, и что есть ранее согласованные в Москве паспорта всех этих объектов наследия – да и то, что чиновники министерства культуры представили их как вновь выявленные «средовые» дома. Им, оказывается, выслали по почте только фотографии и «пожелания» по экспертизе, а у себя в Иркутске они в таких исторических местах центра проводят только регенерацию и возвращение значимости среды объектов наследия. Только от нас они узнали, что дом наследников Юшковых отмечен ещё в 1970-х годах в книге Б.В. Гнедовского и Э.Добровольской «Вверх по Енисею» - классицизм в пропорциональном строе, и эти два дома (№ 21 и 23) по ул. Гимназической фигурируют в книге А.Черкасова «Чёрный тополь». Да безразличны иркутяне к нашей богатейшей истории и культуре, и деревянным ценностямим бы со своим наследием разобраться, но хороши же оказались наши чиновники, «заказавшие» к выносу из охранного реестра деревянные ОКН!

А вот международные «Принципы Валлетты», соблюдаемые во всём мире утверждают: «Охраняемая городская территория - любая часть города, которая представляет исторический период или стадию развития города. Она состоит из памятников и подлинной городской ткани, здания которой выражают культурные ценности, во имя которых это место защищено.» «Общественное пространство в исторических городах не только важный ресурс для потоков пешеходного движения, но и место для созерцания, постижения и наслаждения… Его план и композиция, включая уличные аксессуары, … должны способствовать сохранению его характера, красоты и содействовать его использованию в качестве общественного исторического места, предназначенного для социальных коммуникаций.»

Угловой дом старинной усадьбы в пятой куртине плана города по ул. Вейнбаума, 25 / Марковского в охранной зоне Губернской гимназии – это наше народное деревянное зодчество. Вам за него стыдно? и В.И. Суриков гордился…
А чиновники стесняются красоты и взамен ставят пластиковые деревья на новых автостоянках...

Сохранился только один памятный знак о красноярских казаках в городе – Часовня Параскевы Пятницы на горе Караульной (Кум-Тигей). Символическая сторожевая башня была как мера вещей во всём Красноярском урочище, видная из окрестностей, в своё время реставрированная архитектором А.С. Брусяниным по историческим фото, а ныне изменена в пропорциях: вместо героического образа Вознесения и Преображения (было маленькое яблоко на барабане), кто-то водрузил громадную маковицу, и всё строение напоминает ныне ёлочную игрушку. И здесь вопрос скорее нравственный: «Почему же наши современники на рубеже XXI века (в 1997 г.) переделали этот символ города, возведённый тщанием граждан XIX века (в 1855 г.) - в память о героической защите казаками острога Красного Яра XVII века.

Ведь не вправе были менять образ памятной часовни в историческом центре города люди, не причастные к её становлению… И долг не только нравственный – восстановить историческую справедливость, но и восполнить достоверность ценного градостроительного ориентира для горожан, который «подменён» в пропорциях – была башня как «мера вещей» или как говорили в старину: «как мера и красота скажут…» для душевного здоровья и психологического равновесия красноярцев, а теперь – невесть зачем такая игрушечка… Осмысление городского пейзажа, включая его топографию и очертания «небесной линии» теперь – спустя 14 лет, представляются более важными, чем прежде.

В нашем городе замечательные градостроительные традиции – улицы и площади раскрыты были на природные ориентиры: горы и острова Енисея и улица, бывшая Гимназическая, а ныне – Вейнбаума выходит на гору Караульную. Хочется видеть её природную основу, а вовсе не странные искусственные буквы… Сама гора Караульная является памятником-топонимом защите крепости на Красном яру и может быть следующим летом на месте громадных букв «Россия» на склоне природной горы посадить опять травку? Ведь в современной ситуации имеет место быть обратный эффект – юному поколению этим сомнительным «политическим актом» как бы «прививается» вандализм и нет пределов возмущению жителей и гостей.

Помните деревянную Казачью заставу, гениально спроектированную Александром Сергеевичем Брусяниным в створе ул. Перенсона, как и у древнерусских городчиков, по-доброму и внимательно вписанную в природное окружение – впору бы восстановить её, если найдутся хорошие спонсоры, как настоящий памятник самого бережного – образцового отношения к среде.

«Города – это живые свидетели прошлого, которое сформировало их…» и «Город выражает эволюцию общества и его культуру», а судя по «нововкраплениям» высоток в исторической среде центра – Красноярск выражает прыткое продвижение некоторых архитекторов и строителей в современной ситуации большого края… Верно, начинается всё с уважения к своим предшественникам и горожанам-пешеходам, их культурным обычаям и традициям, которые и составляют сущность исторической ценности Центрального района.

Примечаете, как последовательно уничтожается присущая городу казачья «суриковская среда» на ул. Сурикова и в той же пятой куртине, что являлась нашим главным культурным своеобразием. Туристы могут ещё приехать на родину В.И. Сурикова, где по его словам – «…впитал все образы … картин и дух…», а вовсе не посмотреть новые высотки в Центральном районе на местах казачьих деревянных домов с красными крыльцами и галереями-гульбищами со двора на усадьбах. «Вот откуда я взял характер домов в своей картине «Боярыня Морозова…» - так пояснял гостю Василий И. Суриков на ул. Больше-Качинской.

*Перспективы, виды, ключевые точки восприятия и визуальные коридоры являются неотъемлемой частью восприятия исторического пространства. В случае нового вмешательства они должны сберегаться. Перед любым вмешательством существующая ситуация должна быть тщательно проанализирована и документирована. Видовые секторы, как в направлении, так и от новых строений, должны быть выявлены, изучены и защищены»

«План сохранения должен определить и защитить элементы, способствующие ценности и характеру города, а также компоненты, которые обогащают и демонстрируют характер исторического города» (это мировая практика регенерации исторических центров городов).

Дом подрядчика Телегина вблизи гимназии

Благодаря многолетней самоотверженной защите красноярских историков и краеведов и всех жителей, бывших хозяевами ценного наследия - с чувством исторической памяти - культурное наследие города сохраняет свой облик и продолжает жить на радость гражданам, да и гостям города на Енисее – ведь в Сибири деревянный бревенчатый сруб, да и навеявший образы картин гениального красноярца – может быть (и вероятно скоро будет!) особенно большой ценностью...

К.В. Гевель, архитектор,

член Союза архитекторов России,

по поручению Общественного Совета творческих союзов по охране культурного наследия –

статья включает вопросы, рассмотренные на Совете археологов, архитекторов,

краеведов, историков и художников города